Сегодня:

17 марта в Музее истории донского казачества состоялось подведение итогов проекта «История женщин-казачек и их одежды в 16-20 веках».
Масштабное историко-этнографическое исследование, посвященное положению женщин в казачьем обществе, особенностям их быта, одежды, традиционным рукоделиям, подготовили девочки из историко-краеведческого клуба «Донцы» при краеведческом отделе Центральной библиотеки имени Пушкина и Центре детско-юношеского туризма и экскурсий.
— Над проектом мы работали больше двух лет, — рассказала ведущая мероприятия Оксана Кондратова, — для этого мы разделились на творческие группы – историков, этнографов, художников, швей. Члены групп выбрали себе определенные периоды для изучения и приступили к исследованиям. Помогали нам в работе учитель технологии В.В. Надточий и научный сотрудник Музея истории донского казачества Л.В. Крайсветная.
Самое интересное, что юные исследовательницы, ученицы 9 «б» класса школы №1, не только изучили казачий быт и манеру одеваться, но и в мельчайших деталях воссоздали три наиболее ярких и характерных образа – девушки-казачки 16 века, гимназистки и молодой горожанки 19 века. Наряды они шили в точном соответствии со старинными рисунками и подлинными чертежами. Первой перед зрителями предстала юная казачка в праздничном наряде. Платье, шаровары, богато украшенную шапочку по описаниям воссоздали Настя Степаненко и Кристина Ряполова. Наряд казачки 16 века до этого не реконструировали, девочки оказались первыми, кто взялся за такую сложную работу. Подробное описание быта юной казачки представила Оля Берестова. В прошлом году она принимала участие во Всероссийском конкурсе участников движения «Отечество», который проходил в Москве.
Следующий образ, который по сохранившимся чертежам и фотографиям воссоздали девочки, – ученица Мариинской гимназии, которая открылась в Новочеркасске в 19 веке. Настя и Кристина сшили коричневое платье гимназистки и праздничный белый фартук. И, конечно же, подробно рассказали о том, как жили казачки в Новочеркасске в то время.
— В это время большое внимание уделяли развитию женского образования, — рассказала руководитель «Донцов» Валерия Михайловна Иваненко, — жены богатых, знатных казаков активно занимались благотворительностью, жертвовали на начальное образование для небогатых девушек. Именно поэтому мы решили воссоздать костюм гимназистки.
Третьей свою работу – платье молодой горожанки 19 века — представила Анна Бреус. О том, как могла жить обладательница этого костюма, рассказала Ирина Гарматина. Для того, чтобы узнать побольше о быте и нравах казаков того времени, Ира читала воспоминания членов Новочеркасской семьи Грековых.
Головной убор казачки – файшонку – сделала Ксения Сизова, победительница городской и призер областной школьных олимпиад по технологии.
— На самом деле такие кружева, которые можно было встретить на файшонках казачек, раньше плели при помощи коклюшек, — рассказала Ксения, — я, к сожалению, этой техникой не владею, в наших местах она не распространена. Но когда я изучала историю кружев, в том числе тех, которые изготовляли для головных уборов казачек, я нашла в литературе интересную информацию – оказывается, многие узоры коклюшечного кружева основаны на технологии изготовления знаменитых фламандских кружев! Именно их я и сделала для нашего казачьего костюма, при этом постаралась, чтобы узор был как можно больше похож на те, которые мы видели на фотографиях и рисунках, изображающих нарядных казачек.
С докладами о быте и традициях казаков выступили также Настя Гриднева и Лена Лизенко. Кроме того, все присутствующие смогли посмотреть выставку с традиционными видами рукоделия, которые всегда были распространены на Дону.
— Каждая молодая казачка должна была уметь это, — отметила преподаватель технологии В. В. Надточий, — вот мы с девочками и попробовали научиться всему, что без труда делали их сверстницы. Ксении Сизовой хорошо далось вязание, Катя Покатило блестяще освоила технику вышивки бисером, Оля Берестова теперь прекрасно вышивает гладью, да и вышитая работа «Аленький цветочек», которую выполнила Арусяк Мергелян, понравилась всем без исключения.
— Я уверена, что, совмещая традиционные библиографические исследования и прикладные способы изучения темы, ребята проникаются духом того времени, лучше запоминают и осмысляют материал, — сказала В. М. Иваненко, — а уж то, что такая работа для них очень интересна, видно сразу! Думаю, в будущем мы подготовим еще не одно исследование такого рода.
row['name']