Сегодня:

«… Мне ничего никуда не нужно. У меня есть любимая работа: это Москва», — данное высказывание Лужкова напечатала газета «Итоги» в 1997 году. У нас же и тогда, в конце прошлого века, и сейчас, в начале нового, не то чтобы Москвы (мы на нее не заримся) и даже не Новочеркасска (на весь мы не претендуем) «ничего никуда» у нас нет и при этом «чего-то куда-то все еще нужно». Только качество жизни, как стареющая собака, все больше прихрамывает. Зато, если внимать крылатым фразам: пока орган болит, радуйтесь – он у вас есть. Отсюда делаем вывод: волноваться рано, раз большинству уже плохо – значит, все будет хо-ро-шо, что еще летом верно подметили в Новочеркасской администрации.

КУДА УХОДЯТ КАДРЫ
Упрямые люди нуждаться, сидя дома, не хотят. Одними обещаньями голода не утолить — думает народ и устремляется на заработки. Куда? Туда, где нуждающихся и без нас много – сначала в Ростов, а потом в Москву, конечно. Хоть она и не резиновая, все равно остается надежда, что я, такой (такая) маленький, помещусь в пусть укромном, зато московском уголке. И не важно, что столица, главное, по рассказам других, там деньги платят (хотя бы иногда).
А собственно, что нам Москва? Наш с вами Новочеркасск тоже столица, не то что России, а всего мирового казачества. Поэтому здесь даже продавец держится за свое рабочее место. «Престиж, однако!» – подумает кто-то (кто здесь не живет). «Нет!» — скажут новочеркасцы. Не поэтому продавцы магазинов боятся отпустить «прибыльное» место работы.
У нас много казаков — наших «достопримечательностей», только что нам с того. Есть люди, которые хотят работать, среди них специалисты и умелые руки найдутся, а мест рабочих нет. Многие, только кликни, тут же приступили бы к труду. Он облагораживает, превращает в человека даже обезьяну, дело за малым – за оплатой.
Поэтому живем мы и почесываем затылки на тему, где взять это чудо чудное – работу подходящую. От отчаянья некоторые идут куда ни попадя: редко кто по пути полученного образования, кто по призванию, а кто и против него (что еще чаще и хуже), лишь бы взяли. А потом все вокруг стонут и удивляются: «Ах, почему же так получилось! Почему милиция не бережет, почему медсестры не помогают, почему учителя ничего знать не хотят?»
Так и не нашедшие поле деятельности дома (те, кому надоедает топтаться на месте) порой решаются и, бросая все, отправляется на заработки, только возвращаются частенько с «дыркой от бублика». Кто помоложе, устраиваются барменами и официантами, флористами и менеджерами, а те, кто постарше — дворниками, строителями, гувернантками и домработницами.
В конце концов, те, кто уезжает с надеждой на лучшее будущее, постепенно осмысливают народную мудрость: «Хорошо там, где нас нет». Ведь в действительности неплохо живется в основном только коренным жителям мегаполиса. Вероятно, город Москва скоро превратиться в отдельное государство, где ключевым законом станет главный постулат первобытного общества: выживает сильнейший. Там никого не ждут, а некоторых (не сильных, не наглых, не нахрапистых) презирают или «едят».

РАБОТА, РАБОТА, КРУГОМ ОДНА РАБОТА
В некоторых газетах пестрят разнообразием свободных вакансий полосы, застолбленные кадровыми агентствами. Только их теряющим надежду безработным брать в расчет особо не приходится, потому как для постановки на учет в такой организации ищущий должен сначала заплатить взнос. А вот работодатель не платит — не правда ли выгодные условия? Только о том, что для работодателя (в целях его приманки) предлагается бесплатно внести вакансии в базу данных, некоторые агентства указывают. А вежливого предупреждения, что людям надо захватить из дома (а может и занять) некую сумму, почему-то нигде нет.
Причем потенциальный работополучатель бесплатно не выбьет подробную информацию даже о той вакансии, что уже написана в газете: объявления в агентстве печатаются под кодовым номером, ни адресом, ни телефоном они не сопровождаются. Хочешь конкретики – плати.
А если удастся найти рублей шестьсот на первый взнос, и «спецагент» по кадрам предложит достойный вариант работы, изволь заплатить еще раз, уже по факту первой зарплаты. И нечего отказываться: как миленький отвалишь приблизительно треть – это уже в договоре указано.
Так что, если деньгами делиться с «крышей» не хочется, агентства по вопросам трудоустройства нечего беспокоить, ищи что-нибудь сам.
Вот люди и принимаются за изучение в газете, так сказать, частного (нередко бесплатного) сектора. А там настоящей работы кот наплакал, зато мусору хоть отбавляй.
Объявления, где указан мобильный, можно сразу отвергать: было бы постоянное насиженное место, и на стационарный номер деньги бы давно нашлись.
Кстати, если узнать по телефону о работодателе получается плохо (ответы давать уклоняются, блуждают вокруг да около или же, наоборот, говорят много, запутанно и не по делу), насторожитесь. Это либо очень секретное предприятие или «дурят нашего брата» (что более вероятно). Хорошим работодателям нечего скрывать, напротив — они знают себе цену и, скорее всего, не откажутся ее прокомментировать даже по телефону.
Востребованным объявлениями молоденьким (чаще от 18 до 28 годов отроду) девушкам типовыми фразами вроде: «Если вы хотите зарабатывать головой…» или «Если вы не готовы торговать своим телом…» — мудрые люди наверняка не раз «надоедали».
Не хочу показаться занудой, и все же уточню: «Если вы симпатичные, но приличные, по сомнительным поводам вроде «Милые девушки! Высокий доход в кризис – это реально… гибкий график… обучение…жилье…» — лучше не обращайтесь, дяденьки и тетеньки дают такие тексты, специально сбивая вас с панталыку».
Устраивайтесь курьером! – там хоть натаскаетесь, нагуляетесь, и домой. Последний призыв — шутка. А все остальное более чем серьезно: не хотите попасть в западню — не торопитесь что-либо подписывать, не только словам не верьте, но и бумаги семь раз проверьте. Несмотря на то, что предупреждения такие все уже многократно слышали, повторять нужно еще, потому как во вскруженных обещаемым жалованьем головах элементарные правилах безопасности не удерживаются.
На чужой каравай рот не разевай – гласит народная мудрость. Или вот еще: на чужую работу глядя, сыт не будешь – это уж точно. А если немного похулиганить, можно сказать еще точнее: работа не воробей — вылетит, не поймаешь.
Хотя, с другой стороны, открыв любую газету, наверняка встретишь хотя бы пару объявлений с обнадеживающим словом «требуется…» и успокоишься – выходит есть еще потребность в бесценных кадрах у местных работодателей!
Только уволенные, сокращенные, посаженные на жесткий паек безработные, число которых если и не растет, то уж точно не уменьшается, тщетно набирают заветные цифры телефонных номеров. Почему я так об этом говорю? Потому что сама проверяла.
В лучшем случае трубку просто не возьмут, а в худшем… сами потом перезвонят по определившемуся у них телефоном номеру, вежливым голосом застанут врасплох и натиском заставят записаться на бестолковое собеседование.

ПОТЕРЯЛАСЬ СОВЕСТЬ (ПРОСЬБА НЕ ВОЗВРАЩАТЬ)
«Хотите иметь доход выше…» — а дальше в объявлениях написаны цифры, которым буквально нет предела. В некоторых «серьезных фирмах» гражданам предлагают заработать 15 тысяч за неделю, в других 60-100 в месяц. И что же спрашивается, такие святые места до сих пор пустыми простаивают?
Это вопрос, конечно, интересный, поэтому приведу один очень наглядный пример.
«Изготовление декоративной сувенирной продукции. Сырье и материал бесплатно, звоните» – предлагают в объявлении. Позвонила и не раз. По указанному номеру иногда говорит автоответчик, а когда повезет, берут трубку сотрудники. Они рассказывают, когда можно приехать и что нужно привезти. Встреча назначается в Ростове. В обговоренное время у входа в офис собирается человек двадцать, самые ответственные приходят, как просили — с блокнотами. И вот заветная дверца открывается, и вежливая девушка приглашает всех желающих мастерить дома сувениры в зал, где уже включена приятная успокаивающая музыка (призванная на помощь, чтобы убрать настороженность) и яркие рекламные слайды с продукцией (сами понимаете, для чего созданные).
Может там и 25-й кадр вставлен, но поскольку глазу его не видно, придраться вроде не к чему: продукцию показывают красивую, говорят складно, рассказывают про выгодные условия, про предусмотренный брак, про удобный расчет. А я (впрочем, как и все остальные) сижу в ожидании подвоха. В итоге девушка сообщает, что перед тем как приступить к работе, нужно обучиться и потренироваться, для чего потребуется пару недель, три занятия и шесть тысяч рублей. В зале раздается разочарованное: «У! С этого и надо было начинать!».
Кое-кто встает и уходит сразу, большинство дослушивают до конца и удаляются только после. А ведь некоторые верят, остаются, соглашаются платить! Вот что имеется в виду, когда предлагают много заработать.

И КРАШУ, КРАШУ Я ЗАБОРЫ, ЧТОБ ТУНЕЯДЦЕМ НЕ ПРОСЛЫТЬ
Фирмы, где людей втягивают во что-то непонятное, есть и в Новочеркасске. Обманщики обычно снимают офис где-нибудь в кулуарах торгового центра и даже вешают табличку, но обжитым такое место не выглядит.
И сборка авторучек, и вырезание этикеток, и надомная работа с мозаикой – все ересь (об этом даже в очереди расскажут). Знают люди, что каверза есть почти всегда, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке, а хорошо оплачиваемая надомная работа по объявлениям – только во сне. Знают не понаслышке, а по опыту, но все равно надеются и ходят на всевозможные собеседования.
Работа в офисе – тоже неплохая формулировка для лохотрона. Причем такое словосочетание типично как для газет, так и для уличных досок объявлений. Телефоны даны разные, а объявления (впрочем, как и вероятные результаты) идентичны. Обязательно вежливо и с уважением вам расскажут про три вакансии: одна по работе с клиентами, другая повыше рангом (и окладом), а третья — помощник руководителя. Пока вы будете в шоке, вам предложат записаться на собеседование в удобное для вас время.
Записавшись, я пришла в офис вовремя, в коридоре собралась небольшая очередь из молодых и пожилых людей обоих полов. Я оказалась в хвосте, немного постояла и, когда настал мой черед, вошла в помещение, где для пущей убедительности суетилось много людей. Сначала мою фамилию внесли в список соискателей, потом бабушка «божий одуванчик» долго рассказывала про крутую компанию, вырвавшуюся на международный рынок и для расширения набирающую сотрудников…. Когда я вдруг «вспомнила», что не смогу придти к ним следующий раз по причине своей сильной занятости, они стали уговаривать, предлагали подождать – уж больно не хотели упустить мой «карман» из виду.
В такую фирму приглашают всяких, можно без образования, и неважно, какого возраста, главное, чтобы соглашались на обучение, или купили продукцию, или еще по какой-нибудь «очень важной» причине заплатили деньги… — а дальше догадайтесь сами.

БЕЗ ДЕНЕГ ЖИТЬ —
ПО-ВОЛЧЬИ ВЫТЬ
Даже за невинным «продавец промтоваров» может скрываться не совсем то, что представляется в первую минуту – дадут пакет с продукцией и распространяй на улице (книги, например), поражая и без того ошарашенных прохожих:
— Я же позвонила по объявлению, чтобы точно узнать, чем нужно будет заниматься. Я в Ростове работаю, надеялась перебраться поближе, чтобы добираться удобнее было. А получилось очередное надувательство! Я таких фирм много посетила, пока пару лет была без работы и изучала все эти объявления, – возмущается женщина лет сорока.
— А я работала на стеклопроизводстве. Там дали задания, сделала и свободна. Лучше уж так, – негодовала молодая девушка. — Я же их спрашивала: «Что за работа, не с продажами ли связана?» Нет, сказали – продавец. Вот не выспалась, приехала…
Подобные излияния у ожидающих «прослушивания» не редкость. Когда желающие получить работу понимают, что все безнадежно, тут начинается беседа по душам. Люди так устали ходить по лишенным смысла поводам, что охотно делятся друг с другом опытом.
Это подтверждает, что работу долго ищут не только те, кто много и без причины отказывается трудиться, перебирает и кочевряжится. Устроиться не могут ни водители, ни продавцы, ни сварщики, ни люди с более-менее высоким образованием.
А что остается делать тем, кто старую работу потерял, а новую найти не может? Воровать? Бесперспективно, успешно воруют те, у кого есть откуда, а для этого, думаю, как минимум нужна работа (еще эффективнее, мне кажется, иметь должность).
Что тогда? Лечь и не вставать? – Не дождетесь! Новый год уже прошел, но скоро выборы – один из любимых народом праздников. И хотя некоторые говорят, что настроение не совсем праздничное, я уверена, как до дела дойдет – ЭХ ПОГУЛЯЕМ! – по старой русской традиции, когда людям терять нечего, они от души (на последние деньги и из последних сил) веселятся.