Сегодня:

Электроэнергию в нашем городе воруют давно. Еще с советских времен, когда она была дешевой. И процесс этот значительно усилился в последние годы, когда цены на электроэнергию постоянно росли. Ну, а сезонный пик воровства, как обычно, приходится на холодные зимние месяцы. Не везде отопление в домах обеспечивает комфортные для жильцов условия. И тогда в ход идут электрические обогреватели, «теплые полы», электрические водонагреватели и прочие полезные приспособления, которые объединяет одно общее свойство: они потребляют огромное количество электроэнергии. Которая, повторюсь, сейчас обходится весьма недешево. Платить не хочется, а жить надо. Где выход? Но не зря наш город борется за статус «наукограда». Беспокойная техническая мысль некоторых горожан не стоит на месте. Работникам электросетей приходится сталкиваться с многочисленными случаями хищения электрической энергии. И если раньше преобладали простые «набросы» и «времянки», особенно в частном секторе, то сейчас приходится копать глубже. На какие только ухищрения не идут многие изобретательные новочеркасцы, чтобы честно не платить. Скрытая секретная проводка, изменения в конструкции электросчетчика. Помимо всего, это еще очень опасно. Такие технические игры могут привести к коротким замыканиям и пожарам.
Разговор с директором филиала «Донэнерго» «Новочеркасские межрайонные электрические сети» Александром Демченко начался неожиданным образом. Директор показал мне копии нескольких коллективных жалоб горожан на плохое качество электроэнергии, подводимой к их домам. Напряжение в сети составляет не положенные 220, а 170-180 вольт, и электроприборы выходят из строя. Заявители проживают в двух компактных районах: по переулку Большой и в районе улицы Калмыкова.
– Александр Михайлович, справедливы ли жалобы жителей?
– Январские морозы выявили в нашем хозяйстве несколько «болевых точек», где оборудование работает с перегрузом, у абонентов низкое напряжение, поэтому и идут массовые жалобы. Приходится выезжать на аварии из-за перегруза, отвлекаться от других работ. В районе улицы Калмыкова мы провели свое маленькое расследование, сделали анализ, сколько пришло и ушло электроэнергии, сколько оплачено и т.д. Район этот не газифицирован, но уголь там никто не покупает, ни одна труба не дымит. Замеряем нагрузку. Приборы «зашкаливают». Потребление очень большое. Столько не требует никакая бытовая техника. Значит, отапливаются электричеством. Берем информацию об оплате. Платят примерно за сто киловатт в месяц, на уровне обычной однокомнатной квартиры. Вывод следует простой: массовое воровство. И именно эти люди ходят жаловаться во все инстанции! Труднее всего было добраться до абонентских счетчиков, чтобы их проверить. Не пускают силой или изображают, что никого нет дома. Хотя доступ к прибору учета абоненты обеспечить обязаны. Добрались к главному жалобщику, пусть даже и со скандалом, с милицией. Счетчик с виду оказался в порядке и показания незначительные. Пришлось потрудиться, но в чем дело, мы разобрались. В счетчик вставлено миниатюрное устройство, которое, если поднести к нему магнит, размыкает цепь счетного механизма. Раз – и счетчик не крутится. При этом в любой момент магнит можно убрать, и пожалуйста – все исправно, все работает! Потом оказалось, что таких хитрых устройств в маленьком районе множество. За неделю выявили пять штук.
– Выходит, что имеет место целый бизнес по производству и установке заведомо незаконных устройств?
– Конечно. В УВД города есть отдел по борьбе с преступлениями на потребительском рынке. Они сейчас этим занимаются.
– Чем оборачиваются подобные хищения для коллектива электросетей?
– В том-то и дело, что из-за жуликов страдают честные люди. Если бы это были единичные случаи, я бы не стал заострять на этом внимание. К сожалению, воровство электроэнергии в Новочеркасске сейчас приобрело массовый характер. У нормальных, честных абонентов из-за жуликов низкое напряжение в сети, не работают электроприборы. А для нашего коллектива воровство оборачивается материальными убытками. Электроэнергию, превышающую сверхнормативные потери, мы вынуждены покупать у «Энергосбыта». На это уходят средства, предназначенные на капитальный ремонт оборудования и сетей, на материальное поощрение сотрудников. В нашем коллективе 560 работников, все они не доносят в семью зарплату, которая у нас завязана на норматив потерь. Вместо нормальной плановой работы приходится создавать специальные бригады, ходить по домам и выявлять жуликов.
– Не все же жители занимаются воровством?
– Не все, но в частном секторе — очень многие. Мы провели такой эксперимент: полностью реконструировали одну нашу подстанцию, расположенную как раз в районе частного сектора и повышенных потерь. Заменили провод самонесущим кабелем, поменяли вводы и т.д. И что? До этого потери были 45%, а после реконструкции выросли до 54%. Мощности ощутимо прибавилось, и стало возможным воровать больше. Ради чего, спрашивается, вложили такие деньги в реконструкцию, три недели напряженно работали люди?

– У нас огромный опыт работы. Если кто-то думает, что он такой умный и всех перехитрил, то это не так. Нашим специалистам прекрасно известно, где какой может быть уровень потребления электроэнергии. Все, кто зимой платит мало, а газом или углем не отапливается – уже зона риска. Точно так же сразу бросается в глаза низкое потребление в квартирах у горожан. В принципе, нет ничего сложного, чтобы выявить мошенников, просто не до всех еще доходят руки.
– Это все граждане, а как с юридическими лицами?
– Вот только один пример: на одной из площадок бывшего завода им. Никольского обосновалось очередное предприятие. И также было выявлено значительное потребление, а оплата по счетчику — мизерная. Естественно, счетчик там сложный, «продвинутый». Мы его сняли и отправили на завод-изготовитель «Энергомера» в Ставропольский край. В техническом акте, который они представили, указано, что внутри корпуса счетчика было обнаружено устройство, не предусмотренное изготовителем, позволяющее дистанционно управлять недоучетом электроэнергии. И есть такая маленькая деталь: стоит на это хитрое устройство попасть свету, как оно отключается и ничем себя не проявляет. Устройство явно не дешевое, да и сам промышленный счетчик стоит около 15 тысяч рублей. Но недоучет только за месяц составил примерно 200 тысяч рублей. Значит, устройство свою стоимость окупило за пару недель максимум. А дальше – чистая прибыль, основанная на наглом воровстве.

Кто стучится в дверь ко мне?
Чтобы разобраться в новых способах хищения электроэнергии, журналисты «Новочеркасских ведомостей» и телевидения «5/27 канал» с утра 9 февраля отправились на выезд вместе с бригадой электросетей. Район улицы Калмыкова. Стучим в один дом, занавески на окнах колышутся, но никто не открывает. Другой, третий – все нормально, претензий нет. Еще один адрес: Калмыкова, 4А. Дверь открывает женщина, начинается проверка счетчика. Когда к нему поднесли магнит, счетчик отозвался отчетливым щелчком и перестал работать. Убрали – снова заработал. Все, как в уже выявленных по соседству случаях. По первому впечатлению, дом не выглядит прибежищем нищеты. Налицо все признаки определенного достатка. То есть, вовсе не недостаток денег заставил хозяев «химичить» с прибором учета, а избыток хитрости. Хозяйский счетчик с поддельными пломбами монтер тут же заменил на новый. Старый же будет отправлен на экспертизу. Предприимчивых хозяев по представлению «Энергосбыта» оштрафуют на вполне серьезную сумму, а если не заплатят, будет суд и отключение электричества. Еще один частный дом в районе улицы Железнодорожной. Здесь есть газ, но показания счетчика все равно явно занижены. Пломбы нарушены, счетчик, похоже, кто-то вскрывал, но на магнит он не реагирует. «Значит, другой хитрый «жучок»!» — делает вывод монтер. Но поскольку запас счетчиков на замену не бесконечен, принимается решение пока оставить все как есть, а за следующими оплатами абонентов внимательно понаблюдать. Хозяева остаются на подозрении. Всего на улице Калмыкова составлены акты по фактам обнаружения 5 однотипных «магнитных жучков» в приборах учета, еще один обнаружен по соседству, на Социалистической, 10. И это один маленький район. Сколько еще осталось? Впрочем, работники электросетей уверены, что постепенно доберутся до всех.
Вот что интересно. Если кто-то украдет из магазина батон колбасы, его быстро поймают, осудят и посадят. То же самое с пьянчугой, вытащившим из ларька бутылку водки. Такие «преступления» раскрываются «по горячим следам». А когда в неимоверных количествах воруют электроэнергию, которая представляет собой вполне полноценный товар, имеет свою точную цену, это почему-то в обществе считать преступлением не принято. Никому и в голову не придет показать пальцем на уважаемого человека, соседа или сослуживца и сказать – «он вор!» только потому, что он внес изменения в конструкцию электросчетчика и запитал все свои многочисленные электроприборы неучтенной, «бесплатной» электроэнергией. Но бесплатного и ничейного сейчас нет. Если электроэнергия украдена, кто-то за это обязательно заплатит. Очевидно, каждый из нас уже заплатил при очередном повышении тарифа!
row['name']