Сегодня:

ТСЖ: ДОЛЖНЫ И МОГУТ, ИЛИ ПОЧЕМУ КОММУНАЛЬЩИКИ ДЕНЕГ НЕ БЕРУТ

Это письмо или точнее – целая статья, как и многие другие материалы, пришло к нам по электронной почте. Хотите верьте, хотите нет. Хотя на этот раз факт появления статьи по e-mail могут подтвердить «Новочеркасские ведомости» и другие СМИ нашего города: автор прислал ее и им тоже. Не знаем, опубликуют ли наши коллеги этот материал. Мы – публикуем. А если они поступят так же, это совсем неплохо: больше читателей узнают о поднятой коммунальной проблеме.

О, всемогущие председатели ТСЖ! К вам посылают из электросетей, водоканала, ПОКа за книжками по оплате и говорят, чтобы деньги я отдал тоже вам.
О, великодушные председатели ТСЖ, вы не берете у меня денег и говорите что-то непонятное про какие-то договора, потом опять и опять повторяете, объясняете, слушаете упреки. Кстати, про договор мне говорил, точнее ворчал, слесарь аварийной службы водоканала во время выполнения работ на нашем многоквартирном доме. Странно и комично было слышать это не от юриста или работника абонентского отдела, а от слесаря, который сделал свою работу полностью, но было сильное ощущение, что мысль про какой-то незаключенный договор ему сильно мешает.
Ну, мне в общем-то неплохо: не оплачиваю отопление и электричество (жаль, квитанции за воду каким-то образом продолжают просачиваться и доходить до меня) — а это приличная экономия для моего кармана. Посещало сомнение: нужно же честно оплачивать за потребленную услугу! Пришло оправдание: я просил квитанцию по оплате — не дали, еще и как-то не любезно отправили восвояси; просил дать возможность оплатить – отказали. Прикольно – все равно, что пришел в магазин, взял хлеб, подошел к кассе, а кассир выпроваживает тебя к выходу, не хочет брать деньги и не дает чек, прячет руки, грозно настаивает, чтобы уходил ты вместе с хлебом. Ты пожал плечами, отошел в сторонку: что же делать?
Выручил сосед: поделился квитанцией по оплате за отопление, я заплатил наконец-то, но тут почтальон принес мне перевод с возвратом моих денег – словно кассир мои деньги за хлеб кинул мне в лицо.
Я сделал все что мог. И правильно, мы явно, как и в советские времена, недополучаем за свой труд, государство у нас богатое — особенно ресурсами, масштабы распределяемых «по телевизору» финансов велики, а кризис прежде всего (а может быть и только) отразился на нас — гражданах РФ. Правильно решили коммунальщики: не надо с нас брать деньги за то, что нам и так причитается, молодцы — так сурово, а делают для нас добро.
Я нормально себя чувствовал, а тут соседка подошла, стала делиться своими тревогами: за отопление не оплачиваю, долг растет, я не привыкла быть кому-то должна. Нетерпеливо дослушал ее, сказал: не платим — нам же лучше, меня устраивает, а у тебя какие-то лишние тревоги, и что мы можем сделать?
Бабуля из соседнего подъезда пожаловалась, что для получения ею субсидий ей нужно продолжать регулярно платить за коммунальные услуги и предоставлять этому подтверждения в виде погашенных квитанций и справок об отсутствии задолженности. Вот оно как. Если нам будут нужны справки, их могут и не дать. Бесплатный сыр все-таки только в мышеловке? Но что это за мышеловка, и смогу ли я со своими 92 кг в нее угодить?
Назрел разговор с «плохим» председателем ТСЖ. А тот типа разрешите доложить: правительство РФ выпустило постановление №307, в котором дословно сказано, что ТСЖ и управляющие компании могут быть исполнителями коммунальных услуг (то есть заключить договора с собственниками помещений, входящими в ТСЖ и обеспечивать их коммунальными услугами и брать за это плату), разрешив возможность такого рода вида деятельности. Управляющие тепловых сетей, водоканала, электросетей, ссылаясь на вышедшее постановление правительства заявили, что ТСЖ обязано заключить с ними договора, по которым они продадут ТСЖ коммунальный ресурс, а ТСЖ заплатит за общепотребленное количество единым платежом (подразумевается, что ТСЖ заключит договора с каждым собственником помещений на предоставление ему коммунальной услуги и будет брать за эту услугу оплату). ТСЖ ответило: мы прочитали постановление правительства и там сказано, что «могут», но не должны, то есть можем, если захотим, но пока не хотим.
— Почему бы не воспользоваться новой открывшейся возможностью?
— Ага, поработать бесплатно, взять на себя долги, которые не делал, недоделки за другими доделать, риски будущих периодов без никакой страховки и вообще поделать то, о чем сначала не просили (и сейчас не просят и даже не разрешают) и не договаривались, а теперь так в нагрузку — ты должен.
— И как вас понимать?
— То же правительство призвало граждан для более эффективного управления общим имуществом в многоквартирных домах создавать ТСЖ. Большинство жильцов нашего дома сказали «Да, хотим», и мы создали и зарегистрировали ТСЖ, которое в нашем случае: некоммерческая организация с учредителями — собственниками помещений дома с правом голоса, равным доли квартиры в общей жилой площади дома и главным решающим органом — общим собранием, с Уставом, согласно которому и определены цели создания и виды деятельности, которые удовлетворяют понятию «некоммерческая деятельность» (она не облагается налогами, а остальные – облагаются). Наш Устав гласит, что наше ТСЖ создано для обслуживания общего имущества членов ТСЖ. Это имущество принадлежит жильцам, а не ТСЖ. При желании мы бы могли создать такую же некоммерческую организацию с целью проведения детских праздников, а для обслуживания нашего общего имущества пригласить стороннюю организацию — управляющую компанию. В Уставе ТСЖ нет цели — поставка коммунальных ресурсов членам ТСЖ, и при вынесении на общее собрание вопроса о начале такой деятельности (кстати, на собрания надо ходить, понял?) члены ТСЖ высказались против. Аргументы: ТСЖ пока молодое, нужно в первую очередь направлять свое внимание на ремонт и приведение дома и прилегающей территории в нормальное и хорошее состояние, а сбор платежей потребует увеличение фонда оплаты персоналу ТСЖ. Кроме этого есть опасение, что долги по неплательщикам коммунальщики переведут на ТСЖ, то есть за тех, кто не платил, заплатят те, кто платил; и получается, что еще на налоги попадаем на ровном месте. Бремя взимания долгов с неплательщиков также легло бы на ТСЖ за счет его членов. И так за коммунальщиков приходится доделывать некоторые вещи: то общие трубы, то документацию. При этом в тарифы, по которым мы оплачиваем за потребленные ресурсы, в том числе входят: риск неоплаты определенным процентом жильцов за коммунальные услуги, потери на трассах, абонентское обслуживание, а мы должны собрать и один к одному переправить деньги коммунальщикам за «должен» и даже не за «спасибо».
— И сколько же стоит это абонентское обслуживание?
— Содержание тарифов коммунальщики отказываются сообщать по причине заложенной в них прибыли, а следовательно по праву неразглашения коммерческой тайны.
На следующий день я встретил знакомую, работающую в водоканале. Она мне говорит: сейчас рыночная экономика, мы сами определяем, с кем и на каких условиях работать или не работать, а ТСЖ не выполняют постановление правительства, поступают незаконно.
— Но подожди, в постановлении сказано не так, а если так понимать такие простые слова, то как мы в итоге сможем понять друг друга на нашем «родном» языке, да и рыночность отношений здесь как-то не вяжется?
Если в условиях «рыночной» экономики представить схему из вышеназванных действующих лиц, то получается: ресурсоснабжающие организации — это главные поставщики, а жители, собственники помещений — это конечные потребители услуг. В этой схеме создают услугу поставщики, а потребляют ее, в конечном счете, и оплачивают ее жильцы. Но услуга создается не ради услуги, а потому, что в ней есть потребность. То есть у жильцов возникает потребность в услуге, а коммунальщики создают ее. То есть ресурсоснабженцы работают ради своих клиентов – жильцов: не было бы жильцов, не было бы и коммунальщиков. Примеры крупных и успешных рыночных игроков показывают нам, что их успех заключается в заинтересованности в них конечных потребителей, в «дохождении» услуги высокого уровня качества именно до конечного потребителя, учета мнений и запросов от конечного потребителя, организованной с ним обратной связи. Теперь коммунальщики хотят привлечь в эту схему ТСЖ.
Кем с точки зрения рыночных отношений в ней могут быть ТСЖ? Первое — оптовыми покупателями, второе — «дилерами» или «представителями» крупного поставщика для организации розничного распространения «продукта». Но в обоих случаях тут какие-то «нестыковки»: в первом — как в условиях свободного рынка можно продать то, что не хотят купить? И наценка на перепродаваемый продукт невозможна, а скидку поставщик не дает. Во втором — для создания «представителей» крупные поставщики привлекают сторонних лиц с объяснением им их функций — того, что они должны делать, и какова будет их зарплата. В обоих случаях крупный поставщик должен быть уверен, что у ТСЖ созданы условия для отпуска конечным потребителям качественной услуги.
Так же рыночные отношения строятся на принципе не обязательного взаимовыгодного партнерства. В рыночной схеме: жильцы заинтересованы в получении жизненно-необходимой услуге, коммунальщики — в получаемой прибыли для содержания и развития предприятия и получении зарплаты, а интереса ТСЖ здесь пока я не вижу. А, ну да, я понял это как в картах, надо бить по масти: здесь моя знакомая сказала, что так положено по положению правительства, а когда речь зашла о тарифах и принадлежности труб, то она опять вернулась к рыночным отношениям. Но есть, конечно, еще одна самая главная причина, по которой взаимоотношения коммунальная организация — потребитель далеки от «рыночных-любезных» и о которой тоже упоминала моя знакомая: монополия. Но кто же сделал коммунальщиков монополистами? Может хитроумные команды управленцев в результате упорной работы, слияний компаний, поглощений более мелких предприятий? Ну, нет. Зачем нам в городе два водоканала, ПОКа или электросетей? Скорее всего, когда-то жители города или главы города для жителей города и с их согласия и за городские деньги решили построить водоканал, ПОК, электросети для снабжения жителей города и их комфортного проживания. А сейчас все эти предприятия переданы очередным командам управленцев. Но построены они за городские средства, цель их работы — обслуживание жителей, и работают они на деньги, которые собирают жители. То есть эти предприятия являются своего рода ТСЖ с более узкой специализацией, а их управляющие команды — председателями.
И здесь мы приходим к более подходящему определению: социально-ориентированная и социально-регулируемая монополия. А за последние годы мы видим значительные улучшения в работе коммунальщиков: стало меньше аварийных ситуаций и они быстрее устраняются, оборудование ремонтных бригад, их экипировка и сам людской состав вышли на новый качественный уровень. За это большое спасибо, за улучшения в работе. И тут еще подвернулся такой соблазн: форсировать большой участок работы за счет административного ресурса. Забрезжила возможность решить какие-то вопросы сразу, и, устремившись к этой возможности, перестали замечать того, кого давят во время этого рывка. Давят в результате всех жителей города, а в первую очередь беспокоящихся за регулярность оплаты и нуждающихся в справках и квитанциях. Но успехи показывают, что и коммунальщики, и ТСЖ могут и умеют работать. Ну и работайте вместе для жителей города!