Сегодня:

26 января генеральный директор Центра тренажеростроения и подготовки персонала (ЦТиПП) ВАЛЕНТИН ШУКШУНОВ провел экскурсию по Донскому филиалу предприятия для представителей городских СМИ.
Жизнь не так проста, как вам кажется. Она еще проще. И этим принципиально отличается от процесса создания тренажеров космических кораблей для предполетной подготовки космонавтов. Космическое тренажеростроение — дело весьма и весьма сложное, развивающееся на передовых рубежах отечественной науки. Осилить всю проблематику по этой теме с одного наскока для неподготовленного человека или, скажем, журналиста не представляется возможным. Не вполне осилил с первого раза и автор этих строк. К счастью, дело было уже давно, и с тех пор имелись хорошие возможности для расширения своего кругозора, чтобы общаться с создателями космических тренажеров хотя бы «на одном языке».
Беседа с гендиректором ЦТиПП, доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники РФ Валентином Ефимовичем Шукшуновым началась с простого вопроса:
— Как называется место, где мы находимся, и чем тут занимаются?
— Донской филиал Центра тренажеростроения и подготовки персонала является обособленной структурой самого Центра, который расположен в Москве. Центр я создавал в 1993 году, и в 1994-м был создан этот филиал в городе Новочеркасске. Основное назначение его состоит в том, чтобы создавать тренажеры и тренажные комплексы прежде всего для Центра подготовки космонавтов имени Юрия Алексеевича Гагарина (ЦПК). Это наше первое и самое главное направление, которым мы занимаемся с 1975 года. За это время было создано три огромных комплекса подготовки космонавтов по программам долговременная орбитальная станция «Салют», орбитальный комплекс «Мир» и действующей программе «Международная космическая станция» (МКС), которая летает сейчас. Всего было создано около тридцати сложнейших комплексных и специализированных тренажеров, которые обеспечивают подготовку всех отечественных космонавтов и многих иностранных, участвующих в международной программе МКС.
— Это главное направление. Чем еще занимается ваш коллектив?
— С 2002 года у нас началась работа по второму направлению. Базируясь на тех уникальных технологиях и научных разработках, которые мы получили, создавая космические тренажеры, мы стали разрабатывать тренажерные комплексы для подготовки моряков-подводников. Это также важное и серьезное направление. Затем, в 2005 году, было открыто третье направление. Мы решили применить свои технические решения и наработки для воспитания и образования молодежи и школьников. В 2005 году впервые в России мы создали молодежный космоцентр «Астрон». За эти годы уже более шести тысяч детей и подростков прошли через тот комплекс физических и виртуальных тренажеров, которые вы сейчас видите. Разумеется, оторвать их от этого увлекательного занятия было очень трудно. Мы считаем работу космоцентра прекрасным механизмом приобщения школьников к высоким технологиям, к космосу. Параллельно мы пошли на то, чтобы применить свои высокие технологии к обучению студентов и школьников, разработав проект современных мультимедийных аудиторий и лабораторий. Здесь вы также можете увидеть прообраз такой аудитории, которая предоставляет значительно больше каналов передачи визуальной информации. Новый аудиторный комплекс позволяет студентам не тратить время на конспектирование лекций, которые они могут в конце занятия просто сбросить себе на «флэшку». Преподаватель же получает возможность проводить тестирование знаний студентов прямо в ходе занятий. Таким образом, обеспечивается обратная связь между преподавателем и студентами. Также значительно повышаются заинтересованность студентов и их мотивация. Современные электронные средства информации, использование в ходе занятий сети Интернет, технологий виртуальной реальности позволяют значительно поднять КПД занятий. Эти же технологии виртуальной реальности мы применили и к сфере культуры. Первым был создан виртуальный образ нашего городского Музея истории донского казачества. Затем последовал музей космонавтики в ЦПК в Звездном городке. 10 апреля 2009 года был открыт после реставрации Московский мемориальный музей космонавтики. Наш комплекс был поставлен туда. Он используется для привлечения школьников, ведь это не просто обычные экспонаты, а действующие интерактивные аналоги существующих космических аппаратов. В том же 2009 году было открыто новое, уже пятое по счету направление, связанное с разработкой автоматизированной системы планирования российского сегмента МКС. Сейчас увеличилось количество полетов на МКС, выросло число членов экипажа и выполняемых ими полетных операций. В связи с этим перед нами была поставлена ответственная задача — создать совершенно новую автоматизированную систему планирования работы МКС. Таким образом, если все наши предыдущие изделия работают на земле, то сейчас разработана и получила неплохие оценки система, управляющая непосредственной деятельностью космонавтов на борту космической станции.
— Можно ли подвести какие-то итоги?
— Как я уже сказал, мы 35 лет работаем с Центром подготовки космонавтов. Это само по себе говорит о качестве нашей работы. Если бы мы работали плохо, никто бы с нами столько лет дела не имел. Ведь в космической отрасли особые высочайшие требования к качеству и надежности. Оценкой работы сотрудников нашего коллектива дважды становилась государственная премия в области науки и техники сначала СССР, а затем РФ в 1987-м и 2005 годах соответственно.
— В чем преимущество космических тренажеров, разработанных здесь, в Новочеркасске?
— Чтобы успешно работать в космосе, космонавтам требуется активно тренироваться на земле. Если взять историю, то космонавты из первых экспедиций к космическим станциям, не прошедшие тренировки на наших специализированных и комплексных тренажерах, на две-три недели дольше адаптировались на станции и совершали в два-три раза больше ошибок. А космический полет — удовольствие очень дорогое, ошибки являются непозволительной роскошью. Что же касается найденных нами подходов к созданию космических тренажеров, то решение состоит из двух частей. Первое. Создание тренажеров на основе использования в них в качестве учебно-тренировочных объектов реальных космических кораблей в полном объеме, является делом чрезвычайно дорогостоящим. Если бы мы пошли этим путем, то быстро лишились бы всех заказов. Космический корабль очень дорог. Поэтому мы не стали повторять технологии, которые использовали создатели космических кораблей и орбитальных станций, не стали использовать дорогостоящие материалы, из которых они сделаны, не стали копировать бортовое оборудование, которое находится на их внешней стороне. Мы разработали оригинальную технологию создания аналогов пилотируемых космических аппаратов. При этом, конечно, была сохранена адекватность, динамика и логика работы бортовых систем, экстерьер и интерьер реальных пилотируемых космических аппаратов. Наши тренажеры быстро разбираются для удобства перевозки и стоят раз в десять меньше. Именно это позволяет нам осуществлять двойное применение разрабатываемых космических тренажеров – для профессиональной подготовки космонавтов и для детских космоцентров. Второе. Для оснащения молодежных космоцентров мы нашли путь замены в составе космических тренажеров «физических» аналогов пилотируемых космических аппаратов, особенно крупногабаритных орбитальных объектов, виртуальными образцами, например, станции МКС. По виртуальной станции можно передвигаться, выполнять любые операции, даже выходить в открытый космос. Причем внешняя визуальная обстановка меняется в режиме реального времени в соответствии с заданной программой.
— Есть ли у вас конкуренция при создании тренажеров космических кораблей?
— На сегодняшний день нет. Мы далеко обогнали большинство возможных конкурентов. В ЦПК есть только один комплексный тренажер, созданный другой организацией. Все остальные – наши, созданные в Новочеркасске. Только в состав тренажерного комплекса МКС сейчас входит 11 тренажеров. Целая махина. Количество тренажеров этого комплекса будет увеличиваться по мере запуска новых орбитальных модулей. Космонавтам требуется приобрести профессиональные навыки по всем новым полетным операциям. Этим мы занимаемся уже сейчас.
— Сколько человек работает в вашем Центре?
— Примерно 200 штатных специалистов, 40-50 специалистов-совместителей и столько же работает студентов.
— Как была организована работа космоцентра «Астрон», ведь он расположен в стенах вашего предприятия?
— Мы начинали, предоставляя возможность поработать на тренажерах детям и внукам наших сотрудников. А потом открыли двери широко. По 40-60 школьников приезжали на автобусах. Им полностью предоставлялся вот этот огромный зал молодежного космоцентра «Астрон» имени летчика-космонавта Г.С. Шонина. За три года, как я уже говорил, через космоцентр «Астрон» прошло свыше 6 тысяч детей. И не только наших, городских. Приезжали на экскурсию со всего Южного федерального округа, даже из Сочи были.

Демонстрируя возможности установленного в космоцентре оборудования, молодая девушка забралась в пилотский ложемент аналога космического корабля «Союз» и за несколько минут произвела виртуальную стыковку с космической станцией. Зрелище было увлекательным, но от предложения попробовать самому пришлось отказаться. Во-первых, органы управления космического корабля совершенно не похожи на привычные штурвал или джойстик. А во-вторых, ложемент явно не приспособлен для крупногабаритной фигуры автора этих строк. Собственно говоря, в реальности их делают под каждого космонавта индивидуально. Я спросил у стоявшего рядом заместителя директора филиала ЦТиПП Владимира Гапонова, насколько сложно управлять космическим кораблем и производить стыковку?
— Это сложнее, чем полеты, скажем, на самолете. Во-первых, корабль и станция находятся на разных орбитах и им требуется правильно сблизиться. Управление состоит из двух ручек. Они полностью соответствуют управлению реальным кораблем. Одна управляет смещением корабля сразу по трем осям, вторая – движением вокруг центра масс. С помощью этих ручек требуется совместить продольные оси корабля и станции, затем сблизиться с минимальной погрешностью и осуществить стыковку. Процесс, конечно, очень сложный. Был случай, когда космонавту Владимиру Джанибекову пришлось стыковаться с неуправляемой станцией «Салют-7», с которой была потеряна связь. Кроме всего прочего, станция хаотично вращалась. Это была очень сложная задача. Чтобы успешно решить ее, Джанибеков долго тренировался на тренажере сближения и стыковки «Бивни-2» нашей разработки, который был установлен на космодроме «Байконур».
— Скажите, дети и подростки обучаются «полету в космосе» быстрее?
— Быстрее. Я знаю это по опыту. На выставке в Ростове был случай, когда в кабину тренажера транспортного космического корабля «Союз-ТМ» сел заслуженный летчик-истребитель, настоящий профессионал. Но с первого раза стыковка ему не далась, он «врезался в МКС». Переживал, конечно. Но с первого раза стыковка не дается и космонавтам. А у мальчишек она получается чаще. Им не приходится переучиваться, они относятся к этому спокойнее. Как к компьютерной игре, только интереснее. Сажаем «в космический корабль» мальчишку 3-5 класса, и он буквально за полчаса осваивается и стыкуется вполне прилично. Конечно, для первого раза задаем почти идеальные условия: малое расстояние от МКС, соосное расположение корабля и станции. Этот тренажер предназначен именно для космоцентра, поэтому различные аварийные и критические режимы в нем заведомо не предусмотрены. Зачем они школьникам? А визуализация, стыковка выполнены очень реалистично.
row['name']