Сегодня: 20 апреля 6926, Суббота

В августе этого года Правительство России присудило государственные награды работникам образования. В списке лауреатов — двое новочеркасцев. Это сотрудники кафедры «Подъемно-транспортные машины и роботы» Южно-Российского государственного технического университета — руководитель творческого коллектива, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки России, лауреат премии Правительства в области науки и техники за 2007 год Анатолий Аркадьевич Короткий и профессор, кандидат технических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ Борис Федорович Иванов.
торого декабря в Доме Правительства им в торжественной обстановке были вручены дипломы и нагрудные знаки лауреатов премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 год. Награды наши земляки получили за «комплект учебно-методических разработок по системе непрерывного дополнительного профессионального образования работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и по подготовке специалистов и обслуживающего персонала для подъемных сооружений». Говоря простым языком, разработка авторского коллектива из 9 человек, в который входили и двое наших земляков, позволяет качественно подготовить специалистов, способных не только оценить риск возможного возникновения техногенных аварий, но и свести к минимуму их последствия.
Не секрет, что современная промышленность невозможна без огромного количества самых разных типов энергии, использования множества опасных веществ. Помимо этого, многие отрасли работают с применением технологий высоких давлений, температур, скоростей, гравитационной энергии и других субстанций, представляющих потенциальную опасность как для людей, так и для промышленных предприятий. Эксплуатация таких объектов требует от специалистов высококвалифицированных знаний и умений. А государство, в свою очередь, требует от владельцев техногенных производств готовить кадры, способные обеспечить безопасность этих объектов.
Тем не менее, как показывает статистика, на опасных производственных объектах ежегодно происходит свыше 200 крупных техногенных аварий, сопровождающихся гибелью 150 — 200 человек. При анализе причин таких аварий эксперты часто приходят к одному и тому же выводу – виноват «человеческий фактор». Действительно, семьдесят процентов техногенных катастроф случается из-за низкого профессионализма или недостаточной подготовки персонала, то есть элементарного незнания требований нормативно-технических документов к эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО).
Система дополнительного образования для техногенных производств, которую разработали и внедрили наши педагоги, ориентирована на работников предприятий, осуществляющих проектирование, изготовление, строительство, монтаж, эксплуатацию, ремонт, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение на ОПО, в том числе на подъемных сооружениях: грузоподъемных кранах, подъемниках, вышках, лифтах, эскалаторах, канатных дорогах, фуникулерах и т.д. Специалисты, прошедшие подготовку по этой методике, могут не только успешно использовать свои профессиональные знания и умения, но и претворять в жизнь планы по спасению людей и ликвидации последствий различных аварийных ситуаций.
В 1997 году с участием авторского коллектива был подготовлен и принят Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В статье 9 этого закона предусмотрено обеспечить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности. В рамках реализации положений Федерального закона при участии наших земляков была создана Единая система оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, в структуру которой входит подсистема «Органы по аттестации (сертификации) персонала», регулирующая деятельность организаций по подготовке и аттестации специалистов.
Ввод в действие разработанных авторами нормативно-правовых документов, утвержденных Ростехнадзором и Минюстом России, позволил сформировать концепцию непрерывного дополнительного профессионального образования работников опасных производственных объектов на основе добровольной аккредитации образовательных организаций, функционирующих по единому учебно-методическому комплексу, предназначенному для подготовки специалистов высокого уровня. Эти специалисты способны действовать согласно планам работы по организации спасения людей, ликвидировать последствия возможных аварийных ситуаций на производстве, квалифицированно принимать решения, а также действовать в нештатных ситуациях техногенного характера, что в конечном итоге способствует снижению риска аварий, несчастных случаев и повышает уровень безопасности при эксплуатации ОПО.
Единый учебно-методический комплекс включает набор соответствующих учебных программ, пособий по различным видам оборудования, руководящие документы, правила безопасности, методические разработки, экзаменационные билеты. В соответствии с программой обучения, во время теоретической подготовки специалистам не раз придется решать задачи относительно своих действий в процессе возникновения аварии или инцидента (повреждения технических устройств ОПО), а чтобы сценарий был как можно больше похож на реальность, существуют специальные компьютерные программы, позволяющие имитировать различные внештатные ситуации.
Кроме того, в процессе практического обучения группа, проходящая подготовку, должна выезжать на полигон для отработки своих действий в случае угрозы аварии. Система дополнительного профессионального образования распространяется и на подготовку работников, эксплуатирующих пассажирские канатные дороги, также относящиеся к опасным производственным объектам. Актуальность этих работ подтверждается предстоящим проведением Олимпиады-2014 в Сочи, где на олимпийских объектах будут задействованы свыше 100 дорог, каждая из которых одновременно должна будет перемещать сотни пассажиров. Обучаемым специалистам нужно представить реальный план эвакуации, мероприятия по спасению пассажиров, выбрать средства спасения, оценить величину риска для тех, кто находится в креслах или кабинках, рассчитать время эвакуации одного человека и общее время проведения спасательной операции. Во время практических занятий на полигоне слушатели участвуют в реальной спасательной операции.
Специалист в сфере оценки рисков, считают А.А. Короткий и Б.Ф. Иванов, должен быть многопрофильным. Это позволяет не только обеспечить ему большую социальную защищенность, расширить сферу деятельности и применения своих знаний, но и использовать универсальность его подготовки при решении экстремальных проблем. Чем шире образование такого работника, тем в большей безопасности находятся ОПО. Кроме того, непрерывное получение дополнительного образования позволяет легче и быстрее адаптироваться к новым технологиям. Ведь никто не станет спорить, что привыкать работать, к примеру, с незнакомой техникой комфортнее и логичнее в условиях обучения, а не на своем рабочем месте.
Значение разработки наших земляков сложно переоценить. Ведь люди, которые обучаются на основе разработанного учебно-методического комплекса, по своим прямым обязанностям отвечают не только за безопасность объекта, на котором трудятся, от их профессионализма и грамотности зависит защищенность всей страны, каждого из нас. Ведь последствия техногенных аварий бывают поистине страшными. Именно поэтому подготовка таких специалистов является очень важным элементом непрерывного дополнительного профессионального образования.
Не так давно при участии новочеркасских педагогов и их коллег были введены новые, ранее не существовавшие квалификационные должности – «специалист по промышленной безопасности подъемных сооружений» и «эксперт по промышленной безопасности подъемных сооружений». Это и понятно –
развитие промышленности идет семимильными шагами, и для того, чтобы производство было всесторонне защищено от аварий, требуются профессионалы, которых пять лет назад еще и не существовало!
Главные задачи, которые ставили перед собой авторы – дать знания специалистам техногенного производства и повысить качество их подготовки. Уровень профессионального образования, уверены А.А. Короткий и
Б.Ф. Иванов, должен опережать уровень самого производства, иначе справиться с риском техногенных катастроф будет крайне сложно. Для того, чтобы добиться этих целей, методы подготовки нельзя оставлять неизменными, их нужно постоянно, непрерывно совершенствовать и развивать.
Согласно существующей концепции реструктуризации административных процессов, уже сегодня у разработчиков появились предпосылки создания современной, устраняющей административные барьеры, основанной на широком использовании информационно-коммуникативных технологий, системы подготовки и аттестации работников ОПО.
Возможно, уже в скором времени любой руководитель или специалист техногенного производства, не выезжая в командировку, не отрываясь от основных дел, из своего кабинета (или дома) сможет воспользоваться разработанными авторами учебными и контролирующими программами, расположенными на информационно-образовательных порталах в Интернете, и даже пройти таким образом аттестацию. Поэтому сегодня наши земляки-лауреаты продолжают трудиться над разработкой архитектуры портала, наполняют электронные библиотеки, составляют обучающие и аттестационные тестовые задания и т.д.
Развитие принципов непрерывного дополнительного профессионального образования на базе современных специализированных учебно-методических центров и предложенного коллективом авторов учебно-методического комплекса, обучение новым профессиям, повышение квалификации, подготовка и переподготовка специалистов по промышленной безопасности ОПО, в том числе подъемных сооружений, является сегодня важным аспектом государственной политики, приоритетным направлением социального развития в регионах.
Поздравляя наших лауреатов с наступающим 2010 годом, хочется пожелать им неиссякаемой энергии и новых творческих свершений.

На фото: Лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 год (слева направо): Б.Ф. Иванов, проф. ЮРГТУ, канд. техн. наук; А.В. Лагерев, ректор Брянского государственного технического университета, проф., докт. техн. наук; В.С. Котельников, ген. директор НТЦ «Промышленная безопасность»; О.С. Ипатов, ректор Балтийского государственного технического университета («Военмех»), проф., докт. техн. наук; А.В. Вершинский, зав. кафедрой Московского государственного технического университета им. Баумана, проф., докт. техн. наук; А.А. Короткий, проф. ЮРГТУ, докт. техн. наук (руководитель работы); Е.В. Кловач, зам. ген. директора ОАО НТЦ «Промышленная безопасность» (г. Москва), докт. техн. наук; Б.А. Красных, канд. техн. наук, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
row['name']