Сегодня:

Школьники пятого класса — зрители довольно «притязательные»: скучное смотреть не любят, тихо себя вести не умеют, да и вообще на одном месте долго сидеть не намерены.
Казалось бы, таких шалунов надо привлекать громким ярким вступлением с танцами и песнями. Но «Синюю птицу» актеры начинают почти шепотом, и, надо же, ребята затихают, прислушиваются, стараются рассмотреть героев, разобрать, что они там говорят.

Почти два месяца прошло с генеральной репетиции спектакля «Синяя птица», поставленного по одноименному произведению Мориса Метерлинка. Этот бельгиец жил во Франции и, видимо, был очень дальновидным человеком, так как 101 год назад создал произведение, актуальное во всем мире по сей день. Звездный час пьесы настал в Новочеркасске в этом году, когда Татьяна Олеговна Пацай, режиссер из Минска, взялась за ее постановку. Теперь (на осенних каникулах и после) можно приходить в наш театр и смотреть на то, как взрослые вжились в роль детей, животных и даже неодушевленных предметов. А все ради чего? Чтобы объяснить юному зрителю, как на самом деле надо смотреть на вещи, на окружающий нас мир.
Блаженство быть здоровым, дышать, созерцать прекрасное, радость материнской любви – где учат детей, что эти прелести намного важнее, чем наслаждения пить, когда не хочется, и удовольствия есть, когда наелся? Задумывается ли маленький человек на уроках или после них о том, для чего родился и должен ли он успеть что-то сделать на земле?
Леонид Иванович Шатохин, художественный руководитель Новочеркасского казачьего драматического театра уверен:
— Пусть не все, но обязательно найдутся в зале десять-пятнадцать человек, которых взволнует происходящее на сцене.
— «Синяя птица» в нашем театре ставится впервые. Во МХАТе она идет с поры, когда люди передвигались намного медленнее и имели возможность тщательнее и подробнее проследить за сутью вещей, – иронизирует Леонид Иванович. — Мы тоже решили предложить пристальнее посмотреть вокруг. В наше время зритель привык, что ему преподносят шоу, а спектакли, где
нужно задуматься, встречаются не часто. Даже в «Мухе-Цокотухе» есть дополнительные элементы, работающие на привлечение внимания.
«Стойкого оловянного солдатика» Шатохин предлагает считать первым этапом к усложнению детского репертуара. По его словам, вторым шагом театра стала одна из постановок прошлого сезона.
— Мы чуть-чуть обнаглели и предложили детям «Соловья» — далеко не легкомысленную пьесу с необычным для восприятия текстом. А сейчас — «Синяя птица». Пусть мальчики и девочки поразмыслят о том, что получится, если идти по жизни, наступая на букашек и своих товарищей.
Об «уровне» подготовленности зрителя Шатохин говорит с легкой грустью:
— Вообще-то хочется, чтобы этот спектакль стал семейным и чтобы поход в театр был для людей важным событием. Тогда публика будет должным образом воспринимать все происходящее на сцене.
К тому же если на «Синюю птицу» будет приходить семья, я думаю, дня три родителям житья не будет. Придется отвечать на появляющиеся у детей вопросы: «А что это? А почему? А где?»
Валерия Пшеничнова, сыгравшая в постановке одну из главных ролей — девочку Митиль, полагает так:
— Спектакль «Синяя птица», на мой взгляд, можно считать удачным выбором. Ведь интересна сама идея о поиске счастья. Такое направление мысли нужно и актерам, и зрителю.
Во мнениях умудренного опытом художественного руководителя Леонида Ивановича и еще совсем молодой актрисы, третьекурсницы Ярославского театрального училища Валерии есть много общего. Я тоже с ними согласна: спектакль глубокий, но надежда, что зритель все поймет правильно, не умирает.
Следующими премьерами также будут работы для младших зрителей: «Волшебное кольцо» и «Золотое горлышко». Вот так основательно взялся за формирование нашего с вами будущего новочеркасский театр. А нам, как мне кажется, ему (театру) нужно не мешать в этой затее. А может, поможем. Хотя бы тем, что возьмем за руку ребенка и отправимся за билетом.