Театр — это всегда чудо, но больше всего чудес бывает в театральных сказках. Ну а сказкой, самой богатой на метаморфозы, превращения и другие невероятные вещи, можно считать творение лауреата Нобелевской премии по литературе, бельгийца Мориса Метерлинка — его «Синюю птицу», вот уже столетие живущую на сценах театров всего мира. Первую постановку этой пьесы автор доверил
К.С. Станиславскому — руководителю и одному из основателей Московского художественного театра. Зритель увидел во МХТе эту философскую сказку-феерию осенью 1908 года. И вот ровно через сто один год «Синяя птица» взлетела и со сцены Новочеркасского казачьего драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
По словам художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Леонида Шатохина, решаясь на постановку этой очень не простой вещи, театр хотел подарить зрителю семейный спектакль, который был бы интересен и детям, и взрослым. Удалось ли коллективу «комиссаржевцев» решить эту задачу, сложились ли воедино замысел постановщика (Татьяна Пацай), фантазия художника (Леонид Чёрный), виртуозность балетмейстера (Игорь Вакула) и мастерство актёров — каждому зрителю придётся ответить на этот вопрос самостоятельно. Все ли поймут глубокий смысл, который автор заложил в сказку, сказать трудно. Возможно, детям она будет интересна сюжетом, причудливыми костюмами (художник — Наталья Алексеева), световыми эффектами, а взрослым — серьёзными философскими вопросами, которые поднимаются в спектакле.
Фея Берилюна отправила детей дровосека Тильтиль и Митиль на поиски Синей птицы. Герои сказки отправляются в очень дальний и опасный путь, на котором им пришлось попасть в Страну Воспоминаний, Сады Блаженств, Царство Будущего, Дворец Ночи, встретиться с душами предметов и существ, с детьми, которые ещё не родились, со своими близкими, которые уже ушли из жизни. Тильтиль и Митиль познают
добро, сталкиваются с предательством и коварством, встречаются с воплощением Материнской Любви. Много всего приходится пережить, прочувствовать и узнать героям сказки, немало пищи для размышлений будет и у зрителей новой работы «комиссаржевцев»…
— Главный вопрос сейчас — место человека в жизни, — считает худрук театра Леонид Шатохин, — если человек идет, разрушая всё на своем пути, губит природу, не считается с правами других людей, то мы ни к чему хорошему не придём. А если мы будем помнить, что кроме материального мира есть ещё и громадный мир души, то, возможно, мы уже задумаемся, возможно, мы поймём: всё, что нас окружает, связано с нами. И уничтожение чего-то, какой-то составляющей этого мира — не такая уж безобидная вещь. Наверно, надо быть внимательнее друг к другу, быть внимательнее к своим близким.
Далеко не все театры отваживались на постановку «Синей птицы», уж слишком сложную задачу ставит автор в своей философской фантазии перед теми, кому придётся воплощать его замысел в сценическое действо. Моментально перевоплощаться, перемещаться в пространстве и во времени героям постановки «комиссаржевцев» помогли современные технологии. Очень яркие и красочные слайды заменили громоздкие декорации, позволили использовать зеркало сцены по максимуму. Спектакль получился динамичным, «многолюдным», с высоким темпом, требующим от актёров «полной выкладки». Исполнители главных ролей все два часа на сцене. И если такая нагрузка для достаточно опытного артиста Степана Демакова (Тильтиль) не в новинку, то для его партнёрши, студентки третьего курса Ярославского театрального института Валерии Пшеничновой, роль Митиль — первая большая работа.
— Мне интересна сама идея автора пьесы, Мориса Метерлинка — поиск счастья, поиск истины, — призналась Виктория, — истину ведь невозможно как-то удержать, так же, как и Синюю птицу, у каждого она своя. Это очень интересно, это очень здорово, и, мне кажется, это то, что всем нужно именно сейчас.
Премьера «Синей птицы» в нашем театре состоялась 3-го ноября, и, пока этот номер газеты готовился к печати, новую работу «комиссаржевцев» успели оценить уже немало зрителей. А тем, кто ещё не побывал на этом интересном спектакле, стоит его посмотреть.
В ближайших планах театра — ещё две сказки: итальянская «Золотое горлышко» и всеми любимое «Волшебное кольцо» по сказке Бориса Шергина. Помните: «Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни постлать, ни окутацца, и в рот положить нечего…»? Так что «комиссаржевцам» будет ещё чем порадовать своих юных и не очень юных зрителей.