По прошествии времени только первый опыт наркомана вспоминается ему, как нечто приятное, приносящее пресловутый «кайф». Все, что ждет зависимого за гранью этого первого удовольствия — бесконечные поиски. Поиски денег, поиски дозы, короткая передышка, и снова — поиски денег, поиски, которые не закончатся никогда. Наркоманам «из народа», не имеющим больших состояний, очень скоро становится ясно, что их страсть — удовольствие из разряда очень дорогих. Для того чтобы постоянно иметь «зелье», зависимые люди готовы пуститься во все тяжкие, воровать, обманывать, вымогать.
Ни для кого не секрет, чтобы обеспечить себя зельем, многие наркоманы, успевшие уже распродать все свое движимое (а часто и недвижимое) имущество, сами становятся дилерами. А чтобы заработать побольше, начинают расширять свою «клиентскую базу» за счет новых зависимых. Получается, что наркоманы сами разыскивают покупателей, которые, в конечном итоге, приносят прибыли крупным поставщикам наркотиков. Когда очередную такую группу горе-торговцев ловят и сажают в тюрьму, крупный дилер, который в деле не фигурирует, испытывает разве что небольшие неудобства. Совсем скоро он находит новых реализаторов, согласных ради дозы работать усерднее прежних, и снова получает огромные прибыли. А прежние дилеры, как правило, получают внушительные тюремные сроки.
Именно так было и с Еленой Черновой, жительницей одного из микрорайонов Новочеркасска. Совсем скоро должен вступить в законную силу приговор суда, согласно которому Елене грозят 13 лет тюрьмы. Она обвиняется в организации группы, которая в течение нескольких лет торговала наркотиками на территории нашего города.
История Елены ничем не отличается от миллионов историй мелких наркодилеров. К сорока годам она была наркозависимой с большим стажем. И это несмотря на то, что у нее подрастает маленькая дочь. Однажды, когда Елена поняла, что на легальную работу ее, с ее «послужным списком», никто не возьмет, ей предложили распространять дозы. Платили частично деньгами, а частично наркотиками — идеальный вариант для зависимого. Прошло совсем немного времени, а Елена уже имела целый штат «сотрудников».
Криминальный бизнес Елены Черновой сводился к своего рода посредническим услугам. Получив от поставщика довольно крупную партию опия и ангидрида уксусной кислоты, самых распространенных наркотиков, она передавала порошок своей близкой подруге — Любови Ивановой, тоже наркоманке со стажем. Иванова раздавала наркотики своим знакомым, те — своим, и так далее. Все распространители были наркоманами, поэтому вместо денежных расчетов между собой они ввели целую схему «премирования». Получая очередную партию «товара», каждый знал, что может оставить пару доз для себя только в том случае, если распродаст все остальное в кратчайшие сроки. Особые бонусы были предусмотрены и для тех, кто приводил в систему новичков — клиентов или распространителей.
В группе Елены Черновой, состоявшей из 12 человек, было только четверо мужчин. Все остальные — представительницы прекрасного пола. У многих дам, занимающихся таким сомнительным бизнесом, есть маленькие дети. К тому времени, как группу взяли в оперативную разработку, наркоторговцы выработали целый свод правил, касающихся «рабочих вопросов». В телефонных разговорах дозы опия они, не мудрствуя, называли «чеками», а вот ангидрид, благодаря своему специфическому привкусу, получил название «кислый». Передача товара чаще всего происходила в людных местах: на автобусных остановках, на рынке, в крупных магазинах. Договаривались о встречах по телефону. Деньги передавали в обратном порядке, от самых мелких распространителей к четверым поставщикам покрупнее, а от них уже к Елене. При этом многие из тех, кто по версии следствия на протяжении нескольких лет входил в состав преступной группы, даже не знакомы между собой. Для того, чтобы их бизнес хорошо функционировал, им даже не требовались личные встречи.
Такая налаженная система устраивала всех членов группы и продолжала бы приносить прибыль и по сей день, если бы один из клиентов, купивший «чек» у торговца, не попал с товаром в милицию. Во время дачи показаний он подробно рассказал о группе дилеров, которые постоянно обеспечивали его товаром. Этот клиент, как оказалось, был знаком не с одним распространителем, а почти со всей группой, он назвал имя и адрес Елены Черновой. Наркополицейские принялись за разработку новой информации.
Вокруг Елены и ее подельников стражи порядка «ходили» почти год. Ведь для того, чтобы предъявить кому-либо обвинение по статье 228 Уголовного Кодекса (сбыт наркотиков), наркополицейским не достаточно только показаний клиента-наркомана. Нужны доказательства, а еще лучше так называемый «эпизод» — случай распространения наркотиков, зафиксированный в протоколе. Для того, чтобы иметь такой «эпизод», оперативники, ведущие дело Елены Черновой, использовали прием, без которого, наверное, не обходится ни одно расследование в этой сфере. На встречу к дилеру отправили «случайного» наркомана с мечеными купюрами. Сыграть эту роль согласился настоящий наркозависимый, задержанный за хранение нескольких «доз». Позвонив по телефону одного из дилеров, он договорился о встрече и уже через полчаса благополучно вернулся с «покупкой». Было решено не «брать» сейчас одного дилера, а следить за ним и ждать, когда он выведет оперативников на всю группу целиком.
Наблюдение за группой торговцев продолжалось почти год. За это время оперативники много раз проводили контрольные закупки товара у подопечных Елены. Доказательства, которые удалось собрать за это время, позволили возбудить в отношении продавцов уголовное дело по части 3 статьи 228 Уголовного Кодекса РФ. Ничего не подозревающие торговцы продолжали свою коммерческую деятельность и тогда, когда их телефоны стали постоянно прослушивать. За год наблюдений и три месяца «телефонного шпионажа» наркополицейские насчитали 43 доказанных эпизода по делу о торговле наркотиками. Купюры, помеченные наркополицейскими и переданные дилерам при нескольких последних закупках, нашли практически у каждого из членов группы. Все они сейчас арестованы.
Судебное разбирательство продолжается до сих пор. Признала себя виновной только одна из торговок. Приговор, согласно которому Елену Чернову приговорили к 13 годам тюрьмы, а все остальные участники группы получили сроки от 4,5 до 13 лет лишения свободы, пока не вступил в законную силу. Подсудимые направили в суд кассационные жалобы. Очередное рассмотрение этого дела назначено на конец года. Однако, учитывая количество доказательств, вряд ли кто-то из них в ближайшие годы сможет отмечать новогодние праздники вне тюремных стен. Вот только стали ли в Новочеркасске меньше продавать наркотиков — вопрос из разряда риторических…
По этическим причинам имена героев материала изменены.