Сегодня:

15 сентября этого года «Новочеркасские ведомости» опубликовали огромное интервью с генеральным директором Центра тренажеростроения и подготовки персонала (ЦТиПП) В.Е. Шукшуновым. Впрочем, новочеркасцы больше знают его как бывшего ректора ЮРГТУ (НПИ), а позже – президента этого вуза.
О чем же хотел рассказать читателям Валентин Ефимович?
В интервью, взятом Еленой Шевченко, речь шла о мерах, которые помогут повысить качество высшего образования, изменить технологии и само его содержание, о современных технологиях — том инструменте, с помощью которого, по мнению Шукшунова, это возможно и должно сделать: «Универсальный программно-технический комплекс позволяет представить всю информацию в выразительной и запоминающейся форме с помощью стереоизображения, цвета, анимации, 2D-сцен, 3D-сцен, виртуальной среды и виртуальных объектов. Вузы, оснащенные интегрированными обучающими программно-техническими комплексами, способны решать непростые задачи, направленные на повышение качества высшего образования и уровня профессиональной подготовки специалистов. Обновляется само содержание высшего образования, происходит переход к креативному образованию. Студенты вырабатывают практические навыки в интерактивных мультимедийных аудиториях и лабораториях, которые обеспечивают переход от традиционного к интерактивному учебному процессу. В вузе создается интегрированная образовательная среда, широко используются интернет-технологии. Преподаватели имеют возможность проводить экспресс-контроль знаний студентов в процессе чтения лекций, проведения лабораторных работ. Уже на основе экспресс-тестирования, контроля и оценки понимания студентами учебного материала лекции, корректировать курс и менять его содержание. Для этого между преподавателем и студентами устанавливается обратная связь с помощью пульта регистрации и управления или ноутбука».
«Неужели эти мечты воплотимы в реальности?» — спрашивает журналист.
«Такой комплекс нами создан, размещен и отлажен в учебно-библиотечном корпусе Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) – УБК ЮРГТУ (НПИ), который успешно эксплуатировался в течение 2008/2009 учебного года», — отвечает директор ЦТиПП.
Стоп, а вот здесь мы остановим цитирование муниципальной газеты и представим читателям другую, альтернативную точку зрения – самого ЮРГТУ (НПИ) с нынешним его руководством.
О возведении и оснащении модульного программно-технического комплекса учебно-библиотечного комплекса вуза мы уже писали. На статью «Земной брак создателей космических тренажеров» («ЧЛ» № 19 от 14.05.2009г.) эти создатели отреагировали бурно: открытым письмом (три десятка подписей), адресованном мне). Я вступила в переписку: вышла статья «Ждать ли переворот, или К саморезам претензий нет» («ЧЛ», № 23 от 11.06.2009г.). На этом эпистолярный жанр исчерпал себя. В бой вступила тяжелая артиллерия – судебный порядок разрешения споров.
Нет, сотрудники ЦТиПП не подали в суд на «Частную лавочку», требуя компенсации морального вреда за несоответствующие действительности сведения. Эти сведения, увы, соответствовали. Они были подтверждены актом комиссии, которая под председательством проректора по образовательной деятельности ЮРГТУ Л.И. Щербаковой в марте-апреле этого года провела приемочные испытания модульного программно-технического комплекса УБК. Было установлено, мягко говоря, несоответствие полному объему требований технического задания при испытаниях комплекса. А в служебной записке о вскрытых фактах нарушений, написанной на имя тогда и.о. ректора, был более жесткий вывод: «утвержденное техническое задание на заключение госконтракта имеет признаки либо недостаточной квалификации и компетентности составителей либо сознательного технического мошенничества с целью присвоения государственных денежных средств».
В суд подал вуз – на ЦТиПП. Чего же хотят политехники от создателей космических тренажеров? Ни много, ни мало, а расторжения государственного контракта с ЦТиПП на разработку модульного программно-технического комплекса, взыскания убытков и пени.
В исковом заявлении ЮРГТУ(НПИ) написано: «Исполнителем существенно нарушены условия государственного контракта № 08/05 от 8.05.2008г. на выполнение опытно-конструкторских работ, а именно: нарушены сроки выполнения работ и не получен результат работ, определенный техническим заданием к контракту. В результате этого использование результатов Вашей работы в полном объеме в образовательном процессе нашего учреждения не представляется возможным».
По утверждению истца (ЮРГТУ), ответчику (ЦТиПП) была предоставлена возможность устранить в отведенный срок замечания, недостатки и несоответствия, выявленные при приемочных испытаниях. Однако сделано этого не было, что отражено в протоколе, подписанном 18 июня 2009 года представителями государственного заказчика и исполнителя. Список несоответствий требованиям технического задания насчитывает 31 пункт…
«… Мне бы лично очень хотелось, чтобы он прекрасно работал», — писала я о модульном программно-техническом комплексе в статье «Ждать ли переворот, или К саморезам претензий нет». Мне по-прежнему хочется этого! И я с интересом прислушиваюсь к мнению тех, кому детищем ЦТиПП приходится пользоваться. Вот отзыв доцента кафедры автоматики и телемеханики ЮРГТУ (НПИ) А.Г. Малашенко:
— Впервые преподаватель чувствует себя Учителем, а не вещателем с мелом и тряпкой. Не упоминая известные достоинства, перечислю то, что нового дало мне, как преподавателю, имеющего достаточный опыт применения ТСО, современных методов обучения в рамках целевой интенсивной подготовки проведение занятий в УБК: резкое увеличение графического цветного иллюстративного материала, возможность возврата к рассмотренному ранее материалу; показ динамики поведения объекта изучения и последовательности изложения материала; удобство реализации проблемного метода изучения; возможность демонстрации работы и возможностей системного и прикладного ПО, сред разработки ПО с помощью интерактивной доски; проведение экспресс-контроля в начале занятий; возможность использования ПК не только на лабораторных занятиях, но и на практических занятиях для получения информации из электронных методических пособий, справочников, сведений из Интернета; индивидуализация, закрепление студентов за рабочими станциями, видеонаблюдение (дисциплинирует студентов, повышает ответственность за используемое оборудование). Использование технических средств позволяет снизить нагрузку на преподавателя, связанную с изложением материала, а за счет этого упрочить контакт с аудиторией, дать возможностью контролировать работу студентов на лекциях.
Понятна радость преподавателя, наконец-то оторвавшегося от мела и тряпки, получившего в руки технические средства обучения. Но вуз, по утверждению его руководства, заказывал большее – совершенно на ином качественном уровне.
— По сути, мы получили только интерактивную доску, — говорит директор межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ЮРГТУ (НПИ) В.В. Садовов. – Нам говорили об инновациях, но то, что делают другие фирмы (например, группа компаний Polymedia) по разработке оборудования для образования, отличается на порядок. Да, ЦТиПП действительно разрабатывал космические тренажеры, но для ограниченных (несколько человек) групп пользователей. Перенести это на целый вуз не получилось. То, что было сделано, хочется сравнить с техническим мошенничеством, а пропаганду откровенного брака назвать недобросовестным пиаром. Наши преподаватели не хотят осваивать древние технологии. Вузу нужно менять всю концепцию, вырваться вперед. Есть фирмы, которые хотят с нами сотрудничать, вот скоро немцы приезжают… Мы хотим работать по принципу Левши: он не стал копировать блоху, он ее подковал. Вот и мы хотим подковать свою блоху, совершить прорыв, а не жить днем вчерашним.

«В течение двух семестров эксплуатации модульного программно-технического комплекса в адрес разработчика – ЦТиПП не поступило претензий, замечаний и нареканий, — заявил в интервью «Новочеркасским ведомостям» В.Е. Шукшунов. — Эксплуатация первой очереди модульного программно-технического комплекса в течение 2008-2009 учебного года в ЮРГТУ (НПИ) дает основание разработчику – Центру тренажеростроения и подготовки персонала – рекомендовать его для внедрения в вузы любого типа».

2 ноября в Арбитражном суде Ростовской области состоится предварительное заседание по иску ЮРГТУ (НПИ) к ЦТиПП о расторжении государственного контракта на разработку модульного программно-технического комплекса, взыскании понесенных убытков и пени на сумму около 15 млн рублей.