Сегодня:

К 180-летию второго приезда А.С. Пушкина в Новочеркасск
Впервые Александр Сергеевич посетил казачью столицу в июне 1820 года. И вот прошло девять лет, и состоялась его вторая встреча с Новочеркасском.
Еще в 1828 году Пушкин подавал прошение о поступлении в действующую армию, но оно не получило желаемого продолжения. Год спустя Александр Сергеевич решил самовольно совершать поездку на Кавказ, где шла война с Турцией.
1 мая 1829 года Пушкин выехал из Москвы на перекладных и отправился на юг. Уезжал он полный надежд на возможную женитьбу. В Москве, куда поэт приехал из Петербурга еще в марте того же года, жила очаровавшая его семнадцатилетняя Наталья Гончарова. Она была младше Пушкина на 13 лет (родилась в августе 1812 года), но, несмотря на юный возраст, уже слыла первой московской красавицей. В конце апреля Александр Сергеевич сделал ей предложение.
Перед отъездом на Кавказ Пушкин получил ответ от Натальи Ивановны Гончаровой (урожденной Загряжской) – матери своей избранницы. Его он расценил как обнадеживающий. Будущая теща не отказывала поэту, но напоминала о молодости дочери, просила подождать, вновь все обдумать.
Первого мая Александр Сергеевич написал Н.И. Гончаровой благодарственное письмо, в котором с надеждой на будущее согласие сообщал: «Я сейчас уезжаю и в глубине своей души увожу образ небесного существа, обязанного Вам жизнью. Если у Вас есть для меня какие-либо приказания, благоволите обратиться к графу Толстому, он передаст их мне». Федор Иванович Толстой ввел Пушкина предыдущей зимой в московский дом Гончаровых на Большой Никитской. Через него поэт получил от будущей тещи ответ на свое предложение. Покидая Москву, Пушкин рассчитывал получить от Толстого в дороге письмо с новым ответом от нее.
Известно, что поэт появился в станице Каменской около 10 мая 1829 года (более точных сведений пока нет). На следующий день он был уже в Новочеркасске. А 12 мая из Петербурга военному губернатору Грузии было направлено секретное донесение: «Известный стихотворец, отставной чиновник X класса Александр Пушкин отправился в марте месяце из Санкт-Петербурга в Тифлис, а как по высочайшему его императорского величества повелению состоит он под секретным надзором, то… прошу не оставить распоряжением Вашим о надлежащем надзоре за ним по прибытии его в Грузию».
Словом, второй план пушкинского путешествия на Кавказ таил в себе зоркий взгляд жандармского ока: на горизонте постоянно маячили, образно выражаясь, грозовые тучи.
Итак, Пушкин появился в Новочеркасске около 11 мая 1829 года (точнее датировать время его приезда пока не представляется возможным). Скорее всего, это произошло под вечер. Краевед Н.С. Коршиков пишет о нравах тех, кто ездил из Каменской на юг по Московской дороге: «Каменская станица находилась в 105 верстах от Новочеркасска. Обычно едущие останавливались в ней для закупки продовольствия и на ночлег, дабы утром следующего дня выехать из станицы и к вечеру прибыть в Новочеркасск». Возможно, именно так поступил и Пушкин.
Несомненно, что Александр Сергеевич очутился в первую очередь на почтовой станции. Вероятнее всего, что он там и заночевал. Поэта в Новочеркасске интересовала прежде всего почта: он рассчитывал получить письмо от графа Ф.И. Толстого с сообщением о реакции на его письмо «потенциальной» теще. Скорее всего, ему нужно было дождаться утра, чтобы застать почтовых служащих на месте.
Конно-почтовая станция находилась в то время не в самом городе, а в его окрестностях: за рекой Тузлов, в 4-х верстах от Новочеркасска, на Казанском почтовом тракте. Именно там и остановился направлявшийся на Кавказ поэт. Кстати, в современном Новочеркасске на старинном здании, расположенном в самом центре города по Атаманской улице, есть мемориальная доска, сообщающая, что «здесь, в доме бывшей почтово-ямщицкой станции» останавливался в 1829 году Пушкин.
К этому следует сделать особое пояснение. Во времена приезда Александра Сергеевича в Новочеркасск на том месте, где ныне стоит дом с мемориальной доской, был пустырь. Лишь в 1843 году в Новочеркасске появилось новое здание почтовой станции.
Вот и выходит, что мемориальная доска напоминает только о самом факте пребывания Пушкина на Новочеркасской почтовой станции, но не о месте нахождения ее в пушкинские времена.
Переночевав в станционном доме, Александр Сергеевич наутро отправился в город. Произошло это предположительно 12 мая 1829 года. Первым делом он поспешил в войсковую Почтовую контору или, как ее чаще всего называли новочеркасцы, в почтовый дом. Он располагался на углу Платовского проспекта и Почтовой улицы. Ко времени приезда Пушкина первое здание Новочеркасской Почтовой конторы уже существовало не менее десяти лет (она упоминается в статистических данных о городе, относящихся к 1819 году).
В почтовом доме Александра Сергеевича ждало разочарование: письма от Ф.И. Толстого ему не было. Поэту, видимо, пришлось нанести затем еще не один визит в почтовый дом.
Впоследствии в донской печати появились сообщения о том, что оказавшийся в Новочеркасске Пушкин задержался в нем. Это получило огласку, и к нему стали приходить некоторые горожане. Среди них был и есаул В.В. Золотарев.
Новочеркасская газета «Донской голос» (№ 47 за 28 июня 1880 года) рассказала о том, что «во время проезда на Кавказ наш великий поэт остановился в одной из гостиниц Новочеркасска. Посетивший Пушкина в Новочеркасске В.В. Золотарев (из военных) предложил поэту переселиться к нему в дом, находившийся на ул. Горбатой. Приглашение поэт принял. Семейство Золотаревых очень понравилось Александру Сергеевичу, и поэт неоднократно писал экспромты и дарил их».
К этому можно добавить, что в семейство есаула входила его жена Екатерина Алексеевна и две малолетние дочери.
В краеведческой литературе указан еще один пушкинский адрес в Новочеркасске той поры. Пушкинист
А.М. Линин полагал, что Александр Сергеевич некоторое время жил тогда в доме на Базарной улице, в котором находился этапный пункт для переселенцев на Кавказ, а с 60-х годов он стал собственностью подрядчика Кирюнина. Приводя эти сведения, можно лишь повторить слова Линина о том, что они нуждаются в документальном подтверждении.
Доподлинно лишь известно, что в Новочеркасске Александр Сергеевич неожиданно встретил графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина. Их встреча произошла, как полагают исследователи, во дворе конно-почтовой станции. Тогда в донской столице останавливалось немало офицеров, следовавших на Кавказ. Мусин-Пушкин, как и Александр Сергеевич, ехал в Тифлис. Они были знакомы еще по Петербургу.
Владимир Алексеевич был сыном знаменитого президента Академии Художеств Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, прославившегося обнаружением «Слова о полку Игореве». Бывший капитан лейб-гвардии Измайловского полка Мусин-Пушкин-младший являлся активным членом Северного тайного общества. После поражения восстания декабристов отсидел шесть месяцев в крепости и был переведен в Петровский пехотный полк, а в феврале 1829 года направлен в Тифлисский пехотный полк.
В «Путешествии в Арзрум» Александр Сергеевич затем вспоминал о своем благополучном прибытии в Новочеркасск, где он «нашел графа Вл. Пушкина, также едущего в Тифлис». Пушкин писал: «Я сердечно ему обрадовался, и мы согласились путешествовать вместе».
Александр Сергеевич подробно описал бричку своего попутчика: «Он едет в огромной бричке. Это род укрепленного местечка, мы ее прозвали Отрадною. В северной ее части хранятся вина и съестные припасы; в южной – книги, мундиры, шляпы etc., etc. С западной и восточной стороны она защищена ружьями, пистолетами, мушкетонами и проч. На каждой станции выгружается часть северных запасов и таким образом мы проводим время как нельзя лучше».
Примечательно, что Владимир Алексеевич был женат на одной из самых знаменитых красавиц столичного света – Эмилии Карловне Шернваль фон Валлен (шведке по национальности). А Пушкин только мечтал о женитьбе на другой неподражаемой красавице – Наталье Гончаровой. Впоследствии графине Эмилии посвятил мадригал
М.Ю. Лермонтов. Когда же Наталья Гончарова стала Натальей Пушкиной, то обе Пушкины постоянно блистали и соперничали красотой на балах. Александр Сергеевич даже спрашивал у своей жены в сентябре 1831 года: «Счастливо ли ты воюешь со своей однофамилицей?»
Итак, в Новочеркасске встретились два Пушкина, два спутника (один будущий) самых ослепительных красавиц России той поры. Дата выезда из донской столицы не установлена. Известно только, что 24 мая 1829 года попутчики обратились с письменной просьбой дать им подводы для следования до Тифлиса в селении Коби, находящемся у самой подошвы Крестовой горы. Из этого следует, что задержка Пушкина в Новочеркасске была весьма непродолжительной.
Александра Сергеевича ожидал третий приезд в наш город: на обратном пути с Кавказа в сентябре 1829 года.
Фото Николая Склярова
row['name']