Сегодня:

1 января в России вступило в силу новое антикоррупционное законодательство.

ПАКЕТ ДУМЕ — ОТ ПРЕЗИДЕНТА

Одним из важных решений минувшего года, принятым Госдумой, стал пакет антикоррупционных законов, внесенных Президентом России Дмитрием Медведевым. Всего их четыре: базовый «О противодействии коррупции», а также три, предусматривающие поправки более чем в два десятка федеральных законов –в Гражданский, Уголовный, Трудовой кодексы, законы о госслужбе, о службе в таможенных органах, о статусе военнослужащих, о милиции, о прокуратуре, о ФСБ и другие.
Антикоррупционный план Д. Медведев подписал 31 июля 2008 года. Принят он был за 5 месяцев: торопил парламентариев сам Президент. Им же были сформулированы и основные задачи: во главу угла ставится не борьба с последствиями (хотя в законе прописаны и репрессивные меры), а прежде всего — профилактика, создание условий, не допускающих возможности для злоупотреблений.
В обществе президентскую антикоррупционную программу восприняли неоднозначно. Одни эксперты говорили о своевременности этого шага, о том, что пакет новых законов позволит действительно противодействовать коррупции. Другие были настроены скептически: мол, сами коррупционеры придумали и приняли закон, не забыв оставить в нем лазейки для себя любимых.
Законопроект в первоначальном своем виде, по мнению многих, хромал на обе ноги, однако ожидалось, что в ходе публичного обсуждения его удастся «довести до ума». Увы: когда же документ был принят, он стал еще более «беззубым».
Но все-таки мы поздравляем Россию с тем, что впервые за многие столетия ее истории коррупция почувствовала себя неуютно. Настолько неуютно, что многие ее сыны, путем злоупотреблений, взяток и других типично чиновничьих действий, попавшие в Думу (да и в Правительство), пытались значительно почистить закон и оттянуть его вступление в силу.
Ну, что ж: попробуем в новом году жить по новым законам. А те, которые станут нормой еще через год, принесут господам от коррупции не совсем приятные хлопоты в году наступившем.

ЗА ЧТО, КОМУ И СКОЛЬКО?
Впервые понятие коррупции законодательно определено:
«Злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение названных деяний от имени или в интересах юридического лица».
Принятый закон ужесточает наказание для коррупционеров.
Руководителю придется заплатить штраф 1 млн руб., если совершенный им подкуп или злоупотребление полномочиями повлекли «тяжкие последствия» (до сих пор те же действия оценивались в 500 тыс. руб.).
Максимальный срок лишения свободы за дачу взятки увеличивается с 2 до 3 лет, а если деньги перешли из рук в руки по предварительному сговору – до 7 лет (было 4 года).
За вымогательство можно воли не видать от 7 до 12 лет.
Устанавливается предельная сумма подарков, которые чиновник может принимать без риска быть названным взяточником. «Скромное» подношение не должно быть дороже 3 тыс. руб. Все, что свыше, полагается сдать в собственность организации, но если с ним ой, как больно расстаться, его можно выкупить.
Закон обязывает госслужащих, их супругов и несовершеннолетних детей публично отчитываться о своих доходах и имуществе. Эта норма распространяется также на сотрудников правоохранительных органов, таможенной службы, на военнослужащих и еще ряд категорий.

ОТЦЫ ЗА ДЕТЕЙ НЕ ОТВЕЧАЮТ
Сразу же после появления президентского законопроекта правозащитники и общественные организации заговорили о том, что список родственников чиновников, чьи доходы должны декларироваться, необходимо расширить. Эту же позицию поддержали многие депутаты.
Член фракции КПРФ Виктор Илюхин предлагал учитывать доходы не только малолетних, но и взрослых детей, по крайней мере, пока те состоят на иждивении родителя. Однако большинство его не поддержало. Единоросс Михаил Гришанков также предлагал расширить круг родни. Член «Справедливой России» Геннадий Гудков заявлял: так узко понимаемый круг членов семьи проблемы не решит — переписать нажитое «добро» на родителей ничуть не труднее, чем на жену. Но председатель комитета по конституционному, гражданскому и уголовному праву Владимир Плигин стоял на своем: «Расширять список родственников для целей данного законопроекта представляется нецелесообразным». В итоге утвердили «целесообразный»: супруг—супруга, несовершеннолетние дети – и все.
Михаил Гришанков предлагал существенно сократить список категорий лиц, на которые распространяется «особый порядок» проведения следственных действий. Не прошло. Как было более десятка «неприкосновенных» групп, так и осталось.
Заметно смягчилась норма, касающаяся «доносительства», казавшаяся в проекте едва не революционной. В первоначальном варианте информировать полагалось обо всех известных случаях коррупционных или иных нарушений. В конечной редакции чиновник обязан докладывать о них только тогда, когда его самого склоняют к неблаговидным поступкам. А на соседа-взяточника он может смело закрыть глаза.

ВРЕМЯ ИГРАТЬ В ПРЯТКИ
При принятии антикоррупционного закона большинство думцев стояло насмерть. Даже перед Президентом. Дмитрия Медведева неприятно удивил тот факт, что ряд важных положений закона вступят в силу только с января 2010 года. Узнав о предполагаемой отсрочке, он ясно заявил, что настаивает на немедленном (!) применении антикоррупционного плана. Но парламент сумел выкрутиться: поступившись малым, депутаты все-таки оттянули на год вступление в силу наиболее радикальных норм (например, обязанность декларировать доходы).
Формально они оправдались тем, что «необходимо привести в соответствие с основным законом всю нормативную базу: указы президента, постановления правительства, внутриведомственные, региональные и муниципальные акты». Но эксперты считают, что это всего лишь было сделано для того, чтобы депутаты успели подготовиться за год и припрятать свое не честно заработанное имущество.

БЕЗ СУДА — К СУДУ

Вступили в силу поправки в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы РФ, принятые в рамках антикоррупционного пакета законов. В частности, они коснулись порядка привлечения к уголовной ответственности так называемых спецсубъектов — прокуроров, следователей и адвокатов.
До сих пор для возбуждения против них уголовного дела требовалось заключение суда о наличии в их действиях признаков преступления. Отныне такого разрешения не нужно — в отношении прокурора, следователя и адвоката дело может быть возбуждено напрямую руководителем того или иного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре (СКП). Таким образом, эта категория участников уголовного процесса, по сути, перестала быть спецсубъектами, поскольку фактически лишилась былого иммунитета и приравнена к обычным чиновникам.
Также разрешения суда более не требуется для возбуждения уголовных дел против депутатов, сенаторов и судей. Но у них во взаимоотношении с обвинителями по-прежнему остался еще один барьер. Для народных избранников для возбуждения против них уголовного дела, как и раньше, надо получить согласие большинства членов парламента или сената, а для судей — согласие Квалификационной коллегии судей. Кроме того, нововведения вообще никак не коснулись порядка возбуждения дел против генпрокурора и главы СКП.

ВЗЯТОЧНИКИ ВСЕ РАВНЫ
Антикоррупционные поправки затронули и Уголовный кодекс. В частности, ужесточено наказание за злоупотребление служебными полномочиями и коммерческий подкуп служащих негосударственных структур, как коммерческих, так и некоммерческих (ст. 201 и 204 УК). Максимальный срок лишения права занимать определенные должности увеличен в некоторых случаях с 3 до 5 лет, а за коммерческий подкуп можно получить уже 10 лет лишения свободы (ранее 5 лет). То есть теперь это относится к категории тяжких преступлений, а не средней тяжести, как раньше. «Служащих в этом смысле уравняли с госслужащими: теперь все равно, кто берет взятку — предприниматель или чиновник.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЕЗОТВЕТНОСТЬ
Дума приняла в третьем чтении правительственный законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Закон обязывает госорганы публиковать информацию о своей деятельности в Интернете на своем сайте или на официальном сайте субъекта федерации. Кроме того, теперь любой желающий сможет получить интересующую его информацию не только «в устной или письменной форме», но и по электронной почте, и при этом «не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации». Однако если «объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный правительством РФ», то за нее будет взиматься плата. Чиновники, виновные в «нарушении права на доступ к информации», теперь будут нести «дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность».

При обсуждении среди депутатов противников этого закона не нашлось. Получить доступ к информации граждане смогут с 1 января 2010 года.