Сегодня: 20 апреля 6033, Среда

Руководство мелиоративной академии в очередной раз рискует лишить студентов стипендии, а коллектив – зарплаты.

Противостояние между Новочеркасской государственной мелиоративной академией и МУП «Водоканал» длится уже два года. Цена вопроса – около 10 миллионов рублей: именно в такую сумму суд оценил воду, бесконтрольно потреблявшуюся в вузе годами.
Непростая история
Как и все долги в принципе, недоимка академии перед «Водоканалом» накопилась отнюдь не за пару дней. В 2004-2006 годах на нескольких принадлежащих вузу объектах отсутствовали водомеры; это обстоятельство и послужило поводом для жарких юридических баталий. Первоначальная сумма долга постепенно увеличивалась за счет пени и неустоек (полагаю, каждый потребитель и сам прекрасно знает, как это происходит) и в итоге разрослась, как снежный ком. Хотя поставщик услуг честно предпринял попытку договориться по-хорошему, полюбовно разрешить проблему не вышло: на напоминания об условиях договора и обязанностях абонента руководство НГМА в принципе не реагировало. Призванный в помощь суд (а иск «Водоканала» в разное время рассматривали почти все инстанции) свое слово сказал веско и однозначно: отсутствие счетчика – еще не повод не платить за воду.
«Проблемы «Водоканала» – это прежде всего следствие небрежности и невнимательности руководства вуза, – поясняет директор МУП «Водоканал» Алексей Толмачев. – В соответствии с действующими правилами наше дело – поставить воду, тогда как установка счетчика – обязанности абонента. Время от времени приборы ломаются, и на то, чтобы отремонтировать или заменить их, потребителю дается не более 30 дней. НГМА это обстоятельство почему-то проигнорировала. На все наши претензии давался один ответ: «Спорткомплекс не действует, в общежитии почти никто не живет, денег у вуза нет». Но, простите, даже при отсутствии жильцов здание того же общежития активно используется: весь первый этаж сдан под коммерческие площади. Факт регулярной подачи нами воды зафиксирован выезжавшей на объект областной комиссией, и с этим не поспоришь. Более того: на данный момент в общежитии установлены водомеры, и динамика, согласно их показаниям, превышает 500 кубометров! Для нас непринципиально, кто именно расходует воду – студенты-мелиораторы или арендаторы, главное – что расход есть, и он должен быть оплачен».
Подробней ознакомиться с позицией ректора НГМА Виктора Шкуры «В» не удалось: хотя в приемной нас заверили, что Виктор Николаевич свяжется с редакцией при первой же возможности, долгожданного звонка так и не последовало. Впрочем, какими бы ни были ректорские аргументы, факт остается фактом: выполнять судебное решение, принятое еще феврале, академия не спешила. В августе уставший ждать «Водоканал» обратился в казначейство с просьбой о содействии, и в октябре расчетные счета НГМА были заблокированы. Неприятности, разумеется, не заставили себя ждать: в вузе немедленно начались перебои со стипендиями и зарплатами. В результате г-н Шкура наконец сел за стол переговоров и даже пообещал попросить помощи у Минсельхоза и уже к 15 ноября сократить долг на 4 миллиона.

А воз и ныне там
Какой бы оптимистичной не выглядела достигнутая договоренность, реальных последствий она так и не возымела: к концу ноября расклад не изменился ни на йоту. В результате 24 ноября руководство МУП «Водоканал» приняло решение повторно заблокировать счета академии, вернув в казначейство отозванный было исполнительный лист. Мера крайняя, но, по мнению кредитора, необходимая. «В телефонном режиме Виктор Николаевич объясняет, что возможности заплатить у НГМА сейчас нет, причем делает это в крайне резкой форме, – говорит А. Толмачев. – Я охотно верю, что госмеханизм не сработал и деньги «зависли» на полпути от министерства к академии, но все-таки ректор как лицо виновное и ответственное мог бы проявить большую активность. Тревожить Минсельхоз, интересоваться судьбой средств, выделенных на погашение задолженности, выяснять, какой чиновник не поставил свою подпись и тем самым затормозил процесс… Поверьте, у нас не было ни малейшего желания применять крайние меры. Если бы мы слышали действительно серьезные заверения, видели распланированные графики погашения долга, все могло бы быть иначе. Но наш оппонент ведет себя в высшей степени несерьезно, а иного действенного способа повлиять на него у нас нет».
Недоумение директора «Водоканала» полностью разделяют юристы. «Неадекватная позиция руководства академии лично меня приводит в шок, – констатирует Любовь Бурлуцкая, заместитель главы администрации г. Новочеркасска по административно-правовым вопросам. – Ситуация, по сути, предельно простая и прекрасно решается в рамках отечественного законодательства. Судебное решение принято, и – рано или поздно! – ему все равно придется подчиниться. Никакой альтернативы тут нет и не может быть: НГМА прошла почти все стадии судебного разбирательства, и все суды подтвердили законность требований Горводоканала. Кроме того, поведение ректора академии ставит под удар не причастных к спору преподавателей и студентов. Если через два месяца (а именно такой срок требуется казначейству для блокирования расчетных счетов) задолженность так и не сократится, о социальных выплатах можно будет на время забыть. То есть коллектив и слушатели НГМА фактически будут расплачиваться за чужую бесхозяйственность и безответственность. Такая социальная напряженность, тем более в нынешних и без того непростых финансовых условиях, – явление крайне опасное».
Немаловажен и тот факт, что МУП «Водоканал» – это не просто коммерсант, продающий свои услуги за деньги, но, в первую очередь, организация жизнеобеспечения. Каждый недополученный предприятием рубль неизменно отражается на качестве коммунальных услуг, и, стало быть, на жизни всего города в целом. Долг мелиоративной академии – это деньги, которые могли бы пойти на ремонт и замену изношенных коммуникаций, устранение аварийных ситуаций (тем более вероятных, что зима уже началась). Пока же «Водоканал» терпит только убытки, причем убытки весьма серьезные. В соответствии с действующими в России нормами, прибылью считаются не только те средства, которые предприятие уже получило, но и те, которые оно только должно получить. Иными словами, с причитающегося с НГМА долга уже уплачено несколько миллионов налога, и для дальнейшего даже не развития – выживания! – «Водоканал» вынужден брать банковские кредиты. Так стоит ли удивляться намерению кредитора действовать достаточно жестко?
Без вины виноватые?
Если образовавшуюся задолженность г-н Шкура погашать не спешит, то в деле перекладывания проблем с больной головы на здоровую ректор НГМА достиг прямо-таки небывалых высот. Когда в октябре, после первого ареста счетов, в академии перестали выплачиваться зарплаты и стипендии, Виктор Николаевич, не мудрствуя лукаво, обвинил во всем администрацию города. Дескать, раз «Водоканал» – предприятие муниципальное, то и вина за неприятности студентов и сотрудников лежит исключительно на муниципалитете. Вероятнее всего, это объяснение пойдет в ход и на этот раз. Противная сторона к этому финту ушами относится с некоторым недоумением. «Обратите внимание – на столе у меня лежит список недобросовестных плательщиков, – кивает Алексей Толмачев. – В нем несколько десятков имен: акционерные общества, государственные и учебные учреждения, индивидуальные предприниматели, воинская часть. Глупо было бы говорить, будто в проблемах этих абонентов виновна администрация: не муниципалитет же, в самом деле, заставлял их грубо нарушать заключенный с нами договор!»
«Назовем вещи своими именами: на сегодняшний день руководство НГМА совершенно не думает о судьбе своих работников и студентов и занято только личными амбициями, – продолжает Л. Бурлуцкая. – Людям рассказывают о некоем конфликте, но конфликта-то на самом деле нет! Есть обыкновенный хозяйственный спор, причем разрешенный судебными органами, и как-то переломить ситуацию академии не удастся. Понятно, что разбрасываться совершенно необоснованными обвинениями проще, чем признавать собственные ошибки, но решению проблемы такое поведение ничуть не способствует. Хотелось бы, чтобы руководство преодолело собственное самолюбие, прекратило рисковать благополучием своих подчиненных и перевело наконец взаимоотношения с «Водоканалом» в правовое русло. Платить ведь все равно придется: закон, как известно, одинаков для всех, и от ответственности не увильнуть».
Фото Николая Склярова
row['name']