Сегодня:

В настоящее время в систему высшего профессионального образования активно внедряются установки и принципы новой парадигмы организации образовательного процесса — компетентностный подход. Одной из ведущих её идей является ориентация содержания учебного процесса, организации и содержания учебной деятельности обучаемых на конкретные задачи и проблемы производственной и экономической сферы. Это приводит к формированию таких компетенций у студентов вузов, которые оказываются востребованными на конкретных рабочих местах и создают базу для конкурирования выпускников на рынке труда.
Модель современного конкурентоспособного специалиста в соответствии с требованиями, сформулированными в ГОС третьего поколения, предполагает формирование способностей самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, готовности к постоянному профессиональному росту, устойчивое стремление к самосовершенствованию, стремление к творческой самореализации, готовность вести здоровый образ жизни.
Инженер, выпускник вуза, в современном понимании — человек, который не только является профессиональном в той области науки и техники, которую он осваивал в период обучения в вузе, но и личность, обладающая системой ценностей, моральных принципов, имеющая собственную гражданскую позицию, обладающая способностью к социальной адаптации, грамотно разбирающаяся в политических, социальных, экономических, демографических и других общественно значимых проблемах и вопросах современного общества.
Достижение решения данной задачи требует гармоничного сочетания в образовательном процессе вуза двух составляющих — учебной и воспитательной. При этом обучение, как процесс, направленный на развитие системы знаний и умений обучаемого, должен также формировать отношение к получаемым знаниям и осознание их ценности. С другой стороны, воспитательный процесс предполагает своей целью не только развитие качеств, отличающих культурного человека, но формирование культуры грамотного специалиста с высшим техническим образованием. При этом под последним понимают симбиоз качеств, включающих профессиональную культуру, наличие коммуникаций при работе в малом коллективе, систему ценностей, самостоятельность мышления, креативность. Таким образом, развитие знаний предполагает изменение внутреннего потенциала человека — его воспитание, а воспитание — в числе прочего создает потребность собственного развития за счет овладения новыми знаниями и умениями, которые, трансформируясь становятся компетенциями будущих специалистов.
Система отечественного образования на протяжении нескольких последних лет была преимущественно ориентирована на формирование знаний, умений и навыков. Вторая составляющая была в ней выражена слабо. Однако в связи со сменой парадигмы профессионального образования возникает необходимость уделить этой стороне образовательного процесса особое внимание, так как без воспитательного фактора достижение решения задачи формирования высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста невозможно.
В связи с этим актуальным становится модернизация системы воспитательной работы в вузе. При этом основным средством воспитания выступает специальным образом организованная культурно-нравственная среда университета, в которой сосредоточен накопленный поколениями опыт корпоративной культуры, включающий в себе научную этику, взаимодействие различных научных направлений, отношение с внешними партнерами вуза, построение деловых отношений, культура контактов, различные интересы и увлечения представителей университетского сообщества, а также историческое наследие.
Культурно-историческая среда ЮРГТУ (НПИ) сформировалась на основе научных и культурно-нравственных традиций многих поколений ученых, воспитателей и организаторов, трудом которых была создана и развивается корпоративная культура университета. Центром культурно-исторической жизни ЮРГТУ (НПИ) является Музей ЮРГТУ (НПИ), в котором хранятся все документы и реликвии более чем за столетний период истории университета.
Воспитательная работа вуза в настоящее время носит комплексный характер, что обеспечивает разносторонность развития личности студентов. Воспитательный процесс в вузе предполагает активное привлечение студентов к участию в решении личностных и общественных проблем, возникающих в разных сферах университетской жизни.
В ЮРГТУ (НПИ) создан совет по воспитательной работе, который координирует работу подразделений, непосредственно осуществляющих работу со студентами:
— Студенческий научно-инновационный центр;
— Дом ученых и студентов;
— Спортивный клуб;
— Библиотека университета;
— Служба социально-психологической поддержки;
— Отдел маркетинга образовательной деятельности и многое другое.
Система воспитательной работы вуза регламентируется набором документов, которые определяют её основные направления, распределяют полномочия между подразделениями вуза, определяют перечень мероприятий. Вопросы стратегии и тактики воспитательной деятельности регулярно обсуждаются на заседаниях Ученых советов университета и факультетов, а также заседаниях кафедр.
Основной воспитательного процесса для достижения поставленной цели — формирования всесторонне развитого специалиста, является сотрудничество, с одной стороны, между преподавателями и студентами, а с другой стороны, между студентами в студенческих коллективах. Если в первом случае главной задачей является передача опыта и воспитание профессиональной этики и культуры, профессионального мышления, развитие мировоззрения, то во втором случае — это освоение системы отношений, как социального, так и профессионального и межпрофессионального характера. Последнее реализуется за счет создания рабочих групп студентов разных специальностей для работы над научными проектами в рамках научно-исследовательской работы университета и комплексными дипломными работами.
Воспитательная работа в ЮРГТУ (НПИ) ведется по следующим направлениям:
1. Профориентационная работа, которая осуществляется преподавателями вуза в старших классах общеобразовательной школы, продолжается в рамках учебных курсов, а также в процессе выбора будущего направления профессиональной деятельности в рамках получаемой специальности.
Для студентов-первокурсников проводятся вводные занятия-знакомства, посвященные традициям, истории, научным и техническим достижениям кафедр, на которых они начинают учиться, а также особое внимание уделяется возможным направлениям профессиональной деятельности, в которых студенты могут специализироваться в процессе обучения. Воспитательная программа включает организацию экскурсий в музей университета, культурно-массовых мероприятий (конкурсов, студенческих вечеров и т.п.). Эту работу в основном проводят кураторы групп, которые сопровождают студентов на протяжении всего курса обучения, помогая решать различные проблемы.
2. Пропаганда здорового образа жизни и освоение правильных норм поведения в обществе. Это достигается за счет привлечения сотрудников кафедр факультета Гуманитарного и социально-экономического образования к работе со студентами кафедр, а также специалистов студенческой поликлиники, которые систематически проводят лекции для студентов. В учебные планы подготовки специалистов включены дисциплины, формирующие политическую, коммуникацию, экономическую культуру, мировоззренческий духовно-нравственный потенциал, правовые и эстетические качества личности: «Психология», «Правоведение», «Социология», «Культурология», «Философия», «Русский язык и культура речи», «Концепции современного естествознания». Также периодически в университете проводятся семинары, посвященные вопросам безопасности жизнедеятельности.
С другой стороны, ЮРГТУ (НПИ) имеет свой собственный спортивный комплекс. На его базе работает достаточное количество различных спортивных секций, которые могут выбираться студентами в соответствие с их предпочтениями. Спортивная история ЮРГТУ (НПИ) имеет немало прославленных на международном уровне имен спортсменов, которые завоевывали высокие награды.
3. Научно-исследовательская работа студентов, включение студентов в научно-исследовательские проекты и работы, выполняемые сотрудниками кафедр. Такая деятельность организуется с целью развития соответствующих компетенций, а также воспитания качеств, связанных с профессиональной деятельностью, коммуникациями, повышением мотивации, приобретением опыта исследовательской работы. На многих кафедрах университета работают специализированные семинары по направлениям подготовки, объединяющие студентов, аспирантов и преподавателей кафедр университета, занимающихся исследованиями по определенному кругу вопросов.
В рамках этого направления также проводятся различные конкурсы научно-исследовательских студенческих работ (Эврика, «Alma mater», конкурс дипломных работ и т.д.). Ежегодно проводятся студенческие научные конференции, по результатам работы которых в ЮРГТУ (НПИ) формируются сборники тезисов. Студенты также привлекаются к участию в периодически проводимой в ЮРГТУ (НПИ) выставке-ярмарке инновационно-технических разработок. Наиболее выдающиеся научные работы студентов отмечаются грамотами и премиями.
4. Организация работы с предприятиями. В рамках этого направления также осуществляется организация производственных практик, когда студенты погружаются в профессиональную среду предприятий и имеют возможность на практике изучить особенности производственных отношений. При этом задания на практику согласуются с работодателем.
5. Развитие культуры и искусства. В рамках этого направления в ЮРГТУ (НПИ) проводятся конкурсы художественной самодеятельности различного направления, в том числе и областные. При Доме ученых и студентов создан ряд художественных студий, которые позволяют каждому из студентов проявить свои таланты, найти занятие по душе. В рамках этого направления в ЮРГТУ (НПИ) проводятся концерты и встречи, выступления художественных коллективов. Кроме этого, университет активно участвует в культурной жизни города.
6. Помощь в определении с трудоустройством. В университете ежегодно проводится ярмарка вакансий, на которую приглашаются представители предприятий — стратегических партнеров ЮРГТУ (НПИ), студенты и преподаватели вуза. Данная работа позволяет студентам целенаправленно выбрать места прохождения производственных и преддипломных практик, а также определиться с выбором будущего рабочего места.
Синтез всех перечисленных направлений воспитательной работы позволяет решить задачу формирования востребованных качеств и всестороннего развития современного специалиста.