Сегодня:

Есть люди экономные, а есть транжиры. Для одних деньги — это жизнь, для других – пыль, для третьих – ключи к достижению целей. Кого-то портит богатство, кто-то «падает в грязь», лишаясь последней копейки. От неожиданных реакций на странные обстоятельства мы, естественно, не застрахованы, и все же у тех, кто раньше понял истинное значение и предназначение денег, больше возможности не остаться у разбитого корыта или же «со ста рублями», но без друзей.
Пока ребенок маленький, мы балуем его вкусностями, за которые расплачиваемся из своего кошелька. Чуть подрастая, малыш начинает требовать деньги на карманные расходы: сначала 10 рублей на мороженое ему было достаточно, теперь нужно уже 50 – «так, на всякий случай».
Потребности дитяти увеличиваются, подстегиваясь яркими рекламными роликами. У одних родителей позже, у других немного раньше, но чаще всего, когда их отпрыски в начальных классах школы, не остается выбора и приходится переводить ученика на следующую ступень «деньгообеспечения»: давать некую сумму на день, на неделю или на месяц в личное пользование. Ведь не станешь бегать за сыночком или дочкой, чтобы расплатиться за ластики, школьные обеды, билеты в автобусе?!
Как не навредить рублем или его отсутствием воспитанию ребенка и семейному благополучию? Как держать под контролем бюджет, выделенный в «свободное» распоряжение малышу так, чтобы не задеть его чувств и не поощрять эгоистические замашки?
Конечно, перебарщивать, втолковывая новорожденному в коляске, как ценен первый заработанный рубль и на что его можно потратить, не стоит. С младенцами о деньгах говорить не следует, а вот к годам 4-5-ти, по наблюдениям психологов, современное поколение уже готово получить «свои» деньги и самостоятельно их потратить. Так почему бы как раз в этом возрасте не заняться вплотную ребячьим денежным вопросом, чтобы к школе (в 6,5-8 лет для девочек и 7-9 для мальчиков) ребенок полностью дозрел до владения некоторым капиталом?
Все дети взрослеют по-разному. Отличие зависит и от наследственности, и от условий проживания, и от способа воспитания. Взгляд ребенка на что-либо легко проследить, немного с ним поиграв. Забавы мальчиков и девочек отличаются, но в любом случае ни «дочки-матери», ни «шпионы-разведчики» не заслуживают присутствия настоящих денег в придуманном мире. Пусть нарежут фунтики из бумаги и расплачиваются в игрушечных магазинах такими «поддельными» банкнотами. А вот как счетный материал для задач по арифметике деньги очень подойдут, с их помощью малыш может преуспеть в математике.
Деньги — это частичка жизни взрослых. Если сыночки и дочки замечают, как родственники сорят деньгами или же, наоборот, скупятся в тратах, они обязательно возьмут увиденное себе на вооружение. Поэтому научиться пользоваться деньгами должны, в первую очередь, сами родители, дабы не показать дурного примера своему драгоценному чаду.
Детям всегда желают лучшего, именно по этой причине откликаться на каждое «мам, ну купи…» не стоит, тем более не поощряйте топанья ножками, угроз и рыданья относительно купленного и не купленного вами «заказа». Но просто, без всякой мотивации, отказывать ребенку тоже не следует, лучше разложить все по полочкам так, чтобы он понял не только само слово «НЕТ», но и почему «НЕТ» тоже. Тогда станет более вероятно, что в следующий раз или, для начала, в следующем магазине малыш не станет вести себя так, как было до объяснения.
Первым признаком, что человечек готов к карманным деньгам, станет его к ним отношение. От «созревшего» малыша редко услышишь традиционного «купи!», скорее он поинтересуется в вопросительной форме: «А хватит ли у нас денег на мороженое?». К тому же «взрослый» ребенок, должен знать цифры, уметь вычитать и складывать, хотя бы в пределах сотни, не забывать пересчитывать сдачу в магазине и мыслить, планируя свои траты: сколько он хочет отложить на журнал, а сколько потратит сразу на конфету.
Заведите копилку и помогите ребенку «нацелиться». Пусть сначала копит, чтобы купить книжку, потом — велосипед. Этакие сбережения впрок придадут еще большей значимости юному «Рокфеллеру». Он может считать себя богачом даже при скромных вложениях в заветную фарфоровую свинку, главное тему верно подать.
У детей в младших классах довольно размыты понятия времени. Поэтому сумму лучше выделять на неделю, так гораздо понятнее, чем если расщедриться на месяц вперед. Не превышайте оговоренную сумму, если таковая назначена. Проявите твердость, даже когда ребенок потратил довольство гораздо быстрее запланированного срока: он не умрет с голода, просто не купит себе мороженого, зато поймет, что впредь подобным образом лучше не поступать. С 12 лет дети морально готовы распределять выданную сумму на месяц, а с 14 лет с ребенком можно заключать трудовой договор, подписи на котором до 16 лет ставят родители.
С полным внедрением компьютерных технологий в нашу жизнь некоторые юные пользователи, разбирающиеся в ПК лучше предыдущего поколения, могут дать фору многим взрослым. Наборщики, дизайнеры, компьютерные «лекари» и настройщики — вот что может принести малышу заработок, не отвлекая от любимого дела. Если ребенок хорошо рисует или переводит, если он может проявить себя как курьер или рекламный агент — это тоже варианты его детской карьеры на лето. Но на время уроков и заданий все станет как прежде, ему нужно учиться, а вам его снабжать, причем не за что-то, а просто так.
Важно знать, что у детей есть дела, платить за выполнение которых не рекомендуется ни в коем случае. Если ваш ребенок устраивается на работу няней или в зоопарке ухаживает за семейством кроликов, это похвально. Такая работа научит многому и должна быть оплачена. Но за помощь в воспитании маленьких братиков и сестричек или уход за своими домашними питомцами платой станет благодарность и любовь. Такое не должно продаваться и покупаться, это делается от души. Если в подобных ситуациях выдавать зарплату, можно пробудить в детях алчных бесчувственных монстров.
К тому же не учите ребенка мыть посуду, делать уборку и учить уроки за деньги. Это вырабатывает потребительское отношение к обязанностям, потом ребенок не выполнит ни единой просьбы, не сделает домашние дела без чьего-либо гонорара.
А вот премию в виде подарка преподнести можно. Когда в обиходе не было монет, люди все меняли «по бартеру». Как раз такой натуральный обмен в домашних условиях гораздо правильнее платы деньгами: они вам — дело по дому, вы им — помогаете с рефератом, они вас радуют отметками, вы их — поездкой в зоопарк.
Безусловно, не в деньгах счастье и даже не в их количестве. Верно и то, что накопления совершаются для трат. Но от того, как, на что, с какими мыслями их расходовать и во что вкладывать, зависит будущее. Причем уметь вложить нужно не только капитал, требуется еще фундамент верных представлений и понятий. Контролируйте ребенка лучше в процессе становления, если этого не сделать, итог вам совершенно не понравится.