Сегодня:

О подписании антикоррупционного плана Президент Дмитрий Медведев объявил в Смоленской области, в бывшем городе Гжатске – на родине первого космонавта, носящем теперь его имя, а точнее фамилию – Гагарин. Можно считать, что теперь плану дан официальный старт.
Подробности этого стратегического документа огласил глава президентской администрации Сергей Нарышкин, возглавляющий межведомственную рабочую группу по противодействию коррупци.
План содержит четыре раздела.
Первый раздел посвящен законодательному обеспечению антикоррупционной кампании. Речь идет о принятии закона «О противодействии коррупции», в котором будет содержаться определение коррупции и коррупционного правонарушения, а также прописан порядок уголовного преследования за него. Этот закон Президент может внести в Госдуму уже к 1 октября. Позже предполагается внести поправки примерно в 25 законов, в том числе касающихся деятельности милиции, судебной системы и т.д. В частности, предполагается наложить запрет на работу на госдолжностях людей, имеющих судимость, а также внести коррективы в деятельность судов. Прозвучало, что Кремль не устраивает то, что сейчас председатели судов имеют фактически неограниченные полномочия: по распределению дел между судьями, по формированию квалификационных коллегий. Сейчас обсуждается возможность перехода на электронное распределение дел между судьями. Перемены грянут и для членов семей госслужащих: теперь подавать декларации об имуществе и доходах, возможно, придется не только «отцам семейств», но и женам, тещам, родным детям и троюродным дедушкам, на которых, как правило, оформляются дачи, яхты и бизнес.
Второй раздел посвящен совершенствованию госуправления. Здесь речь идет о создании справедливой конкуренции в экономике, передаче части полномочий с федерального уровня на региональный с последующим усилением контроля за их исполнением, а также реализации прав граждан на получение информации. В этом же разделе предусматривается создание в кадровых службах государственных органов подразделений по пресечению коррупции.
В третьем разделе идет речь о повышении правового образования. Предполагается опираться на поддержку Ассоциации юристов России, а также обеспечить доступ населения к телеканалу «Закон-ТВ».
В четвертом разделе перечислены первоочередные меры по борьбе с коррупцией. На администрацию Президента возлагается обязанность обеспечить функционирование комиссий по контролю за поведением гражданских служащих, а правительство должно обеспечить переход на электронные торги при продаже конфискованного имущества и закупках для государственных и муниципальных нужд и т.д.
К 1 октября собственные антикоррупционные планы должны разработать ведомства и регионы. О результатах своей работы они будут периодически отчитываться на президиуме рабочей группы по противодействию коррупции. К концу года будет назван и орган, который будет отвечать за борьбу с коррупцией. Пока этот вопрос не решен, хотя в Кремле склоняются к тому, что эти функции получит Генпрокуратура. Специального антикоррупционного ведомства создаваться не будет.
Скорых результатов от антикоррупционной кампании в Кремле не ждут. Разработчики документа подчеркивают, что смысл кампании не в том, чтобы наказать как можно больше людей (ужесточения законодательства в этой части не предполагается): «Главное — не жесткость. Люди должны почувствовать неотвратимость наказания».
Можно, конечно, пожелать Кремлю успехов в борьбе с коррупцией. Если только бороться с ней будут не сами коррупционеры. И какое понимание термина «коррупция» не даст законодатель, народ всегда будет считать, что это – преступления чиновников, которых мы вкусно кормим. И которые за наш счет нам хамят и наше воруют. А неотвратимости наказания для них нет, потому что по большому счету против них не действует ни один закон. И очень может быть, что закон «О противодействии коррупции» не станет в этом плане завидным исключением.