Сегодня:

«Чтобы ситуация улучшилась, она предварительно должна ухудшиться до предела».
Следствие закона Мэрфи

В 27-м номере нашей газеты была опубликована маленькая информация о графике приема граждан и юридических лиц территориальным отделом № 15 по г. Новочеркасску Управления Роснедвижимости по РО. Поскольку информативность этой официальной «информации» оказалась минимальной, наши читатели стали обращаться в редакцию за дополнительными разъяснениями.
Где брать разъяснения? Прежде всего, по указанному в информации адресу: улица Дворцовая,7.

Волшебное слово «кадастр»

Кадастр (фр.) – 1) систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом; 2) список лиц, подлежащих обложению налогом.
Начальник территориального отдела № 15 по г. Новочеркасску Управления Роснедвижимости по РО Евгений Венедиктов: «Раньше мы назывались Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. С 1 июля 2008 года к нам перешли функции постановки на кадастровый учет и ведения государственного технического учета объектов капитального строительства. Теперь все в обязательном порядке должно идти только через наш отдел. Государственный кадастровый учет стал вводиться сравнительно недавно. Три года назад был введен кадастровый учет земельных участков, то есть их полное описание с указанием правового статуса, местоположения, стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка стала основой для начисления земельного налога. Теперь беремся за кадастр недвижимости. В конечном итоге, все это сделано для того, чтобы и земля, и недвижимость стали единым объектом недвижимости, и собственники уплачивали за них единый налог. Функция ведения государственного технического учета объектов капитального строительства предполагает, что БТИ будет делать технические паспорта и передавать их нам в бумажном и электронном виде. Мы будем проверять эти сведения и вносить их в единый государственный реестр объектов капитального строительства (ЕГРОКС). График нашей работы расширен в соответствии с Приказом № 146 Минэкономразвития РФ от 26 апреля 2007 года об административном регламенте исполнения государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства». Теперь наш отдел осуществляет прием и по субботам, с 10.00 до 15.00. Согласно приказу, административный регламент вводится поэтапно. С 1 июля 2007 года – три субъекта Федерации, с 1 июля 2008 года – еще 9, включая Ростовскую область и т.д. С 1 января 2010 года – вся территория РФ. В самой Ростовской области города Новочеркасск, Таганрог и Батайск выбраны в качестве «пилотного проекта». То есть решено начать работу, выявить недостатки, внести соответствующие корректировки. Пока с работой отдел справляется, но в будущем можно ожидать большого наплыва граждан и юридических лиц. Ведь теперь перед регистрацией прав в Регистрационной службе им придется обязательно поставить свою недвижимость на кадастровый учет в территориальном отделе Роснедвижимости. К сожалению, помещение отдела не вполне подготовлено для такой работы. Наш архив, содержащий полную информацию по городу Новочеркасску, постоянно расширяется, и папки с делами уже некуда складывать».

Лицо незаинтересованное

Полученные разъяснения не удовлетворили автора этих строк. Осталось не вполне понятно, чем вся эта административная реформа обернется для нас с вами, простых граждан? На этот вопрос согласился ответить директор МУП «ЦТИ» г. Новочеркасска Анатолий Востриков:
«Принятый регламент федерального агентства кадастра объектов недвижимости предусматривает обязательный учет всех объектов капитального строительства. То есть разделяются функции, которые раньше выполняли предприятия технической инвентаризации. Инвентаризация остается у нас, а учет передается территориальному отделу Управления Роснедвижимости. При этом возникает правовая коллизия, то есть противоречия в законодательстве. Пока они не устранены, нам придется выполнять функции по внесению сведений в ЕГРОКС от лица собственников недвижимого имущества. Сейчас предприятия технической инвентаризации в упомянутом административном регламенте назвали «заинтересованным лицом» и заставили дополнительно от имени гражданина решать вопрос постановки на кадастровый учет объектов капитального строительства. Не знаю, в чем тут наша «заинтересованность»? МУП «ЦТИ» – по определению коммерческая организация, а исполнение функции внесения в ЕГРОКС требует выполнения значительного объема работ. Поэтому наше предприятие может выполнять указанные функции только за счет собственников объектов недвижимости на основании их заявления. И все негодование горожан будет направлено именно на нас.
Раньше гражданин приходил в предприятие технической инвентаризации, писал заявление, и мы выдавали ему технический паспорт, выписку или справку, с которой он шел в соответствующую организацию. Сроки исполнения технического паспорта у нас были 30 дней для дома и 1 неделя для квартиры. Сегодня к этому добавляется дополнительный срок для внесения в ЕГРОКС. Предприятие вынуждено изготовить три экземпляра технического паспорта вместо одного, сделав это за счет заявителя, получить от него нотариально удостоверенную копию правоустанавливающих документов на собственность, собрать пакет документов и направлять их в территориальный отдел № 15 Управления Роснедвижимости по РО. Там вопрос постановки на кадастровый учет решается согласно регламенту в течение 10 рабочих дней, то есть практически двух недель. После этого территориальный отдел оформляет сведения о постановке на учет, кадастровую выписку и кадастровый паспорт помещения. На это уходит еще 5 рабочих дней. Итого срок прохождения документов удлиняется на три недели, что крайне неудобно для граждан. Этим ограничивается право гражданина распоряжаться своим имуществом при совершении сделок. Ведь не всегда же время терпит. Раньше была возможность срочного получения справки для продажи квартиры за 1 день, теперь за 1 день ничего получено быть не может. А поскольку вопрос оплаты не решен законодательно, дополнительные расходы ложатся на плечи граждан. Сейчас это стоит на 1000 рублей дороже при оформлении дома и на 250 рублей дороже – при оформлении квартиры.
Кроме того, в работе территориальных управлений Роснедвижимости на сегодняшний день существуют значительные организационные трудности. Недостаточные площади помещений, слабое программное обеспечение, зачастую отсутствие нормальной связи. Все это влияет на затягивание сроков постановки на кадастровый учет. Опыт г. Тольятти, где такая система введена с прошлого года, показывает, что подразделение Роснедвижимости катастрофически не справляется с объемом работы, массово нарушая определенные регламентом сроки выдачи документов. А ведь людям надо еще регистрировать права в Росрегистрации, где положение зачастую не лучше. Собственно говоря, эти две организации – Роснедвижимость и Федеральная регистрационная служба – практически дублируют друг друга. Почему бы не объединить их в единую федеральную структуру, а не плодить конторы, перекладывающие папки (в прямом смысле) с одного места в другое за счет граждан?»
row['name']