Сегодня:

На минувшей неделе в Россию вернулись личные вещи последних Романовых. Одна из реликвий – фрагмент шали, которой в последние часы жизни укрывался цесаревич Алексей, – отныне будет храниться в Музее истории донского казачества.

«Наш новый экспонат имеет удивительную историю, – пояснила директор МИДК Светлана Сединко. – К рождению цесаревича дочери Николая II Ольга, Татьяна, Анастасия и Мария приготовили для брата подарок – вязанную крючком шаль. Каждая из сестер изготовила по фрагменту, потом четыре части соединили вместе. Шаль хранилась в семье; Алексей очень любил ее и часто ею пользовался – в том числе и в последние свои часы». После расстрела Романовых в Ипатьевском доме некоторые вещи царской семьи – кусочек шали, семейные фото, письма, открытки, иконы и небольшой чемоданчик – успел взять на память священник, бывший душеприказчиком сестры государя Ксении Александровны.
Судьба хранителя царских вещей сложилась непросто: священник дважды побывал в лагерях. В ГУЛАГе судьба столкнула его с белым офицером Александром Щегловым, донским казаком из Таганрога; между двумя заключенными возникли доверительные и дружеские отношения. Позже, умирая вдали от родины, в Австралии, священник отдал вещи царской семьи дочери Щеглова Тамаре Вентуре и попросил вернуть реликвии «туда, откуда он их взял». Тамара выполнила последнюю волю друга отца и передала историческое наследство Русской православной церкви. Большую часть вещей возвратили в Екатеринбург, а фрагмент шали по просьбе атамана Всевеликого войска Донского Виктора Водолацкого вручили новочеркасским музейщикам.
«Вероятнее всего, шаль будет размещена на первом этаже Атаманского дворца, в зале, посвященном пребыванию императоров на Дону, – отметила Светлана Сединко. – В этом есть закономерность и преемственность: все русские императоры были августейшими атаманами казачьих войск, а Николай II посещал столицу донцов дважды. Так что новый предмет прекрасно впишется в экпозицию зала и станет достойным пополнением наших фондов».

Фото Николая Склярова
row['name']