Сегодня:

«Дети-сироты – без жилья» — так называлось открытое письмо мэру Новочеркасска А.П. Волкову, опубликованное в нашей газете № 26 (26.06.2008 г.). Это же письмо было передано депутату областного Законодательного собрания А.И. Кондратенко. Реакция мэра нам неизвестна (да была ли она? – как правило, мы узнаем о ней только получив очередную повестку в суд), а депутат предпринял свое расследование.

«Стиль работы нынешней администрации таков, что её интересуют только те деньги, которые можно унести домой».
Из читательских откликов на публикацию «Дети-сироты – без жилья».

«Мы просто в шоке! Мы не имеем права на жильё… Мы обращаемся к Вам за помощью – пожалуйста, помогите найти справедливость! Нам некуда больше идти. Наше положение усугубляется тем, что у многих из нас нет вообще никакого жилья, мы живём у своих друзей и знакомых, а отсутствие регистрации не позволяет нам найти какую-либо работу (нас даже не ставят на учёт в Центре занятости населения в качестве безработных)…»
Читающий эти строки, возможно, подумает, что речь идёт о мольбе людей, эвакуированных с мест боевых действий, беженцев, погорельцев, жертв ужасного наводнения, землетрясения, пожара…
Отнюдь! Этот крик о помощи исходит от обычных жителей Новочеркасска, волею судьбы оставшихся без родителей, а попросту сирот.
Но не подумайте, что в нашем городе закрыты все детские дома и общежития, нет. До достижения совершеннолетия и получения профессионального образования все дети-сироты города пока что имеют приют и пропитание, защищены специальными законами. Но что делать человеку, выросшему в детском доме, жившему в общежитии какого-нибудь техникума или ПТУ, и, наконец, достигшему совершеннолетия, получившему образование? Федеральный закон таким людям даёт старт к дальнейшей самостоятельной жизни, жизни на общих правах с другими людьми. Закон гарантирует предоставление жилья!
Издавна соблюдение нравственных принципов тем или иным государством оценивалось по его отношению к сиротам. В России с давних времён этим вопросом занималась Корона. Существовала широкая сеть приютов и домов призрения, в том числе для низших слоёв населения. Огромное внимание к сиротам проявляла Русская православная церковь, православные монастыри…
Опыт Советского государства по защите сирот и бездомных до сих пор не имеет аналогов в мировой практике. При Советской власти сироты были известны отнюдь не скитаниями по городам и весям, а тем, что становились учителями, врачами, инженерами, руководителями производств, учёными, полководцами…
И вот в наше время (напомню, сейчас первая половина 21-го века), в нашем славном Новочеркасске, депутатом А. Кондратенко была проведена проверка состояния дел с сиротами. В ходе проверки выяснилось, что только по официальным данным собственного жилья не имеет 59 детей-сирот. Из них более 40 человек уже достигли совершеннолетия и получили образование. В большинстве своём это уже далеко не дети. Некоторым по 20, 25 и даже 30 лет!
Живут они кто где. Кого-то устроили в комнатушку в общежитии на условный срок в полгода с последующим выдворением. Кого-то пожалели дальние родственники и пустили к себе на время. Кто-то живёт у друзей. Кто-то скитается по заброшенным сараям да по криминальным притонам.
В течение многих лет администрация города не может обеспечить их жильём! Хотя деньги на это совершенно не требуются, — всё оплачивает областной бюджет! Надо только пошевельнуть пальчиком.
В обязанность администрации входит постановка детей-сирот на квартирный учёт. Причём не тогда, когда они уже оказались на улице, а с 14 лет, пока они получают образование. Однако анализ сроков постановки на учёт показал, что из 59 состоящих на квартирном учёте в администрации детей-сирот, 50 поставлены с большим опозданием, т.е. не в 14 лет, а в 20 и более лет…
Нетрудно представить, что отсутствие детей-сирот в списках нуждающихся не способствует выделению областных средств на приобретение необходимого жилья.
В целом стиль работы нынешней администрации таков, что её интересуют только те деньги, которые можно унести домой. А те, что передаются на нужды граждан, без сухого и мокрого остатка, их уже не интересуют. Именно поэтому Новочеркасск не участвует полноценно в большинстве федеральных и областных программ, что часто вызывает недоумение даже у равнодушных ко всему высших чиновников.
Просматривая сроки постановки детей-сирот на квартирный учёт, нетрудно обнаружить, что новая администрация не занималась этим вопросом целых два с половиной года! Так в период с 18 декабря 2000 года (последние дни под руководством Н.И. Присяжнюка) по 25 июня 2003 года в списках поставленных на квартирный учёт не значится ни один человек из числа детей-сирот. Да и за 2003 год значится всего лишь один человек (видно очень умный и въедливый попался). И только с 2004 года начинается регистрация великовозрастных сирот, которая вновь прерывается в 2005 году.
Сначала подумалось, что списки за эти годы пустуют от того, что все нуждающиеся получили долгожданное жильё. Однако в эти годы (2001-2003) жильё было предоставлено только пятерым сиротам, поставленным на учёт при прежней администрации. Две квартиры были предоставлены сиротам в 2004 году. В 2005 и 2006 году – не предоставлено сиротам ни одной квартиры!
Эти цифры дают возможность представить, в каком возрасте окажутся нуждающиеся в жилье дети-сироты, когда до них дойдёт очередь. А ведь список этот вырастет (если администрация это позволит).
В связи с этим вспоминается один старорежимный анекдот, когда престарелая крестьянская пара встречает новую помещицу и та, оглядев их своим взором, говорит: «Я буду вас презирать!» А наивный старик говорит бабке: «Барыня сказала, что будет нас призирать — присматривать в старости».