Сегодня:

К 255­летию со дня рождения М.И. Платова

Народная молва проницательна и склонна к символическим утверждениям. В преданиях, хранящих память о народных героях, нередко образно повествуется о чудесных явлениях природы, знаменующих их появление на свет. Сказанное в полной мере относится и к народному творчеству, посвященному фигуре Платова. До наших дней дошло предание о том, что в день его рождения отец Платова, занимавшийся судоходством, пошел на протоку Дона посмотреть на свое судно. Вдруг птица, пролетавшая над ним, уронила ему на шапку кусок хлеба. Старик спрятал его в карман. Затем, едва он приблизился к берегу, как ему встретилось новое чудо: из воды к его ногам выбросился громадный сазан. Придя домой, Платов-старший узнал, что у него родился сын. Собрав своих друзей, он закусил доставшимся ему куском хлеба и угостил их за обедом выбросившимся сазаном.
Матвей Иванович Платов родился 8 августа 1853 года (по старому стилю) в Старочеркасске. По сведениям биографа В.В. Богачева, об этом свидетельствует запись в метрической книге Петропавловской церкви Дурновской станицы, входившей в состав Черкасского городка.
Отец будущего полководца был заслуженным казачьим старшиной, которого, по словам биографа, «войсковой атаман посылал в Петербург «с нужнейшими и интересными по службе делами», и которому войсковая канцелярия поручала важнейшие дела во внутренней администрации». Он позаботился о том, чтобы сын Матвей рано обучился грамоте и пристрастился к чтению.
В тринадцатилетнем возрасте отец определил Матвея в войсковую канцелярию, где тот вскоре был произведен в урядники и в пятнадцать лет начал полковую службу. В 1770 году его произвели в есаулы.
Отсчет баталиям, в которых Матвей Иванович принимал участие, был начат во время похода русских войск в Крым, где он проявил себя во время приступа Перекопа (Турецкого вала). Отличился Платов и во взятии крепости Кинбурн. Начало боевой деятельности Платова было связано с ликвидацией Крымского ханства, которое историки образно назвали «последним осколком Золотой Орды».
Восемнадцатилетний Платов в 1772 году получил чин казачьего полковника и начал командовать казачьим полком. Два года спустя, находясь на Кубани, Матвей Иванович прославился в сражении с горцами на реке Калалах. Его казаки отразили семь атак противника на походный стан. За умелые действия в этом сражении Платов был по указу Екатерины II награжден золотой медалью.
Затем Платов был послан в отряд А.В. Суворова, преследовавшего повстанческие войска Емельяна Пугачева. Примечательно, что Платов-отец, также командовавший полком, принимал участие в операциях против пугачевцев. Уже после ареста Пугачева полки обоих Платовых продолжали вести в 1775 и 1776 годах преследование повстанцев. За участие в этих операциях отец и сын были награждены золотыми медалями.
В последующие годы Платов участвовал с 1782 по 1784-й в походах по Крыму, нес пограничную стражу на Кубани, совершал военные экспедиции в Чечню. Он проявил лучшие воинские качества в сражении под городом Копылом, в схватках с ханской конницей Девлет-Гирея. Непосредственным командиром молодого офицера был генерал-аншеф А.В. Суворов.
Молодой офицер был рекомендован войсковым атаманом А.И. Иловайским всесильному екатерининскому фавориту Г.А. Потемкину «как человек способный, исполнительный и прекрасно знающий казачий быт, как военный, так и мирный, домашний». В 1787 году князь Потемкин вызвал Платова в Бахмут и дал ему поручение подобрать пять тысяч человек, которые образовали бы новое казачье войско. Матвею Ивановичу было поручено в три месяца образовать четыре полка служилых казаков, которые бы не уступали по своей боевой подготовке донским казакам.
Платов вызвал с Дона более пятисот станичников в качестве инструкторов. С их помощью в кратчайшие сроки он подготовил новые казачьи дружины. 9 мая 1788 года Платов представил Потемкину вновь сформированные полки, которые были вполне удовлетворительно обучены. Историки рассказывают, что «Потемкин был в восторге, рапортовал императрице о блестящем успехе и представил Матвея Ивановича к ордену Святого Владимира IV степени». Примечательно, что новое казачье войско было названо Екатеринославским: Платова назначили в 1790 году его войсковым атаманом.
После начала новой войны с Турцией Матвей Иванович в составе армии Потемкина участвовал в штурме Очакова, командуя отрядом в тысячу спешенных и две сотни конных казаков. 13 сентября 1789 года Платову удалось стремительной атакой близ анатолийского местечка Каушаны разбить войска паши Зайнала Гасана, а самого пашу взять в плен. За этот подвиг Матвей Иванович получил чин бригадира.
Отличился Платов и при штурме крепости Измаил в декабре 1790 года. На военном совете он первым высказался за ее штурм. Причем, за взятие Измаила Матвей Иванович был награжден Георгиевским крестом 3-й степени и производством в генерал-майоры. В реляции о победе под Измаилом Потемкин подчеркивал: «Платов был повсюду присутствен и показывал пример храбрости».
В 1791 году Матвей Иванович был вызван в Петербург и представлен Екатерине II. П.Н. Краснов, рассказывая о жизни Платова, написал о том, что «донской генерал слез со своего боевого коня, сел на почтовую тройку и поскакал в Петербург. Императрица ласково приняла Матвея Ивановича, долго беседовала с ним о казаках, о Войске Донском и отличила перед другими генералами».
Первый биограф Платова Николай Смирный отмечал, что императрица «удостоила его той личной благосклонности, милости и беспримерного снисхождения, о которых герой в самой старости, при самом гробе вспоминал с умилением и лил слезы от сердечного удовольствия и благодарности».
Николай Смирный продолжал: «Великая государыня, изустно похвалив службу его, не только обнадежила в совершенном и никогда неизменяемом своем благоволении, но еще почтила отличным правом: во время приездов его в Царское Село останавливаться в самом дворце, в котором на такой случай повелено было отводить для него комнаты. Этого уже слишком было довольно, чтобы Платова узнал весь двор, весь Петрополь (Петербург) и вся Россия».
Во время Персидского похода 1796 года Матвей Иванович особо отличился при штурме города Дербента и получил от императрицы золотое оружие – великолепную саблю в бархатных ножнах, золотой оправе с крупными алмазами и редкостной величины изумрудами, а позже – орден Святого Владимира II степени.
Слава Платова прогремела по всей России. Многим стал известен его девиз, высказанный еще после сражения на реке Калалах: «Честь дороже жизни!» Этот девиз вдохновил выдающегося полководца на новые ратные подвиги, которые еще предстояло ему совершить.
row['name']