Сегодня: 4 марта 1135, Понедельник

С 1 мая этого года на 1-м и других основных маршрутах автобусов нет транспорта НПО ПАТ. Его сменили машины НТК «Курьер»: желтые автобусы, водители в белых рубашках…
Почему в конкурсе выиграли предприятия-скороспелки, без собственной производственной и ремонтной базы, только купившие новые автобусы, а одно из старейших, лучших автотранспортных предприятий России, имеющее технику, оборудование, высококвалифицированные кадры, но уже походившие по дорогам автобусы, проиграло?
Что таится за этими переменами? Забота администрации о жителях Новочеркасска или о толстых кошельках заезжих и местных бизнесменов? И каков здесь интерес самой администрации? Попробуем разобраться.

НЕТ ЧЕЛОВЕКА — НЕТ ПРОБЛЕМЫ
Алексей Григорьевич Палий ушел непобежденным. Он умер в сентябре прошлого года, до последнего дня оставаясь генеральным директором НПО ПАТ. Несмотря на многочисленные попытки мэра Волкова убрать его с этого поста, обезглавив предприятие.
Палий умер, и в борьбу за его кресло тут же включилась мэрия. В гендиректоры сватали В.М. Прудникова – начальника отдела по координации работы промышленности и транспорта администрации города. Однако НПО ПАТ обошлось собственными силами: руководителем избрали сына Алексея Григорьевича – Андрея.
Не в обиду будь сказано Палию-младшему, фигура он не отцова масштаба. И поэтому, почуяв слабинку, стая волковцев тут же кинулась на осиротевшее предприятие. Нет, никого не съели и не задрали в клочья. Есть в Новочеркасске средство поэффективнее: муниципальный конкурс.
В начале своей карьеры неопытные новочеркасские чиновники за махинации с конкурсами, бывало, получали по рукам: мэрской семье пришлось вернуть муниципалитету универсам «Центральный», а заммэра А.Д. Вальтер расстался с водонапорной башней. Освоившись, гаранты нашего благополучия принялись заламывать руки другим. В буквальном смысле!
В «ЧЛ» № 35 за 2007 г. мы процитировали судебный протокол. Тогда, в заседании по иску к «Лавочке» мэра Волкова, наши свидетели рассказывали, как их, желающих принять участие в аукционе по продаже недвижимости, не пустили в здание администрации, где этот аукцион проходил. Одному из предпринимателей охрана скрутила руки и выкинула на улицу, отобрав паспорт. Также, заломив руки, охранники выставили вон помощника депутата городской Думы, имевшего доверенность на участие в аукционе… Ясно, что недвижимость приобрели те, другие, перед кем желанную дверь мэрии охотно распахнули.

КОНТОРА ПИШЕТ…
Жалобы на А.Г. Палия мэр Волков писал с завидным постоянством. Писал в федеральное министерство, когда НПО ПАТ было государственным унитарным предприятием. Не успокоился, когда в 2004 году оно стало открытым акционерным обществом (учредитель – Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ростовской области). Теперь его сочинения шли в Совет директоров. «В очередной раз настаиваю на смене руководства ОАО «НПО ПАТ», … со своей стороны гарантирую подобрать подходящую кандидатуру…», — обещал Анатолий Панфилович в 2007 году. «Прошу вас включить в повестку заседания Совета директоров вопрос о смене генерального директора Палия Алексея Григорьевича, — увещевал он за год до этого, — и назначении на эту должность предварительно согласованной с территориальным управлением Росимущества по Ростовской области, Министерством автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области и мэром города Новочеркасска кандидатуры». Не стоит ли расценить столь бурную деятельность Волкова как вмешательство в предпринимательскую деятельность? Ведь когда коллектив ЗАО ПКФ «Фея» обращался к нему за содействием – найти управу на директора-владелицу Р.Г. Рощинскую, мэр отнекивался: мол, негоже чиновнику лезть со своим уставом в акционерное общество. А теперь – гоже?
А.Г. Палий был человеком уважаемым, орденоносцем, почетным автотранспортником, а руководимое им предприятие – крепким, надежным, постоянно развивающимся. Поэтому писульки из Новочеркасска, возможно, читали, но под сукно складывали. А Палию звонили: «Ваш опять про тебя написал» и вновь назначали (позже избирали) его генеральным директором.

КАК ХОЧУ, МАРШРУТЫ ВОРОЧУ
В последние годы НПО ПАТ трудилось в постоянной обороне, переходя, порой, в нападение.
В мае прошлого года предприятие обратилось в Ростовское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) с заявлением о неправомерных действиях администрации Новочеркасска при организации пассажирских перевозок автотранспортом. После проведения в 2005 году конкурса на право осуществления пассажирских перевозов автотранспортом в Новочеркасске, по итогам которого маршруты движения были предоставлены трем перевозчикам: НПО ПАТ, ООО «Курьер» и ИП Шаинидзе, администрация города самовольно изменила маршруты. В результате маршруты ООО «Курьер» и НПО ПАТ – совпали!
В решении от 25 июля 2007 года УФАС признала: администрация Новочеркасска нарушила антимонопольное законодательство — «Не проведя конкурс на внесение изменений в маршрутную сеть г. Новочеркасска, в том числе и при открытии новых маршрутов, администрация г. Новочеркасска не предоставила возможность участникам рынка пассажирских перевозок для выбора измененных маршрутов, ограничила возможность для появления на рынке пассажирских перевозок г. Новочеркасска новых хозяйствующих субъектов».
Нарушителю закона выдали предписание: до 01.02.2008 г. совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, провести конкурс на осуществление пассажирских перевозок на маршрутах нашего города.
Администрация с исполнением предписания задержалась почти на 3 месяца – конкурс был проведен только в апреле. И есть основания полагать, что это было неслучайно.
Кстати, УФАС не в первый раз поправила новочеркасскую администрацию: несколько лет назад та попыталась собрать всех перевозчиков под крышей единой диспетчерской службы, что тоже противоречило Закону «О защите конкуренции». Тогда впервые стали заметны чувства мэрии к ООО «Курьер», которые из легкой привязанности превратились со временем во взаимную любовь.

ОДИН «КУРЬЕР» ХОРОШО, ЧЕТЫРЕ — ВЫГОДНЕЙ
ООО «Курьер» появился в Новочеркасске в 2001 году. Частные легковушки, повесив шапки-шашечки и оснастившись рацией, откликались на зов диспетчеров и мчали седоков по их надобности. Из замызганного здания на улице Фрунзе «Курьер» перебрался на Баклановский проспект, обжился, начал строиться. Приобрел несколько «газелей» под маршрутные такси.
Руководил этой фирмой А.Г. Киреев, который в 2005 году отважился стать кандидатом в депутаты городской Думы. Кандидатом, не запланированным мэром, более того – в избирательном округе он был конкурентом утвержденного «наверху» и обласканного главврача БСМП В.В. Таранца. Таранцу он проиграл всего несколько голосов. Но на этом его руководство «Курьером» закончилось (5 августа 2005 года директором стал С.Д. Краснощеков). Зато «Курьеры» начали плодиться и размножаться!
Учредителями ООО «Курьер», созданного в 2001 году, были: жительница Таганрога Н.А. Гончарова (доля в уставном капитале 70%), А.Г. Киреев (15%) и С.Д. Краснощеков (15%).
8 июня 2005 г. налоговая инспекция регистрирует новое предприятие – ООО «Новочеркасская транспортная компания (НТК) «Курьер», где учредители: та же Гончарова из Таганрога (28%), два ростовчанина (28% и 7%), жительница Азовского района (7%) и новочеркасец А.В. Загорулько (30%), избранный директором.
17 ноября 2005 года рождается «Курьер 1», его хозяева: снова Гончарова из Таганрога (60%), А.В. Загорулько и С.Д. Краснощеков (по 20% каждый).
15 мая 2007 года появляется «Курьер 2»! Учредитель у него один – Г.И. Краснощекова.
Интересно бы знать истинные причины засилия «Курьеров» в Новочеркасске: почему бизнесменам (и бизнесвумен Гончаровой, прежде всего, кстати, имеющей такие же фирмы в самом Таганроге) не хватает рамок одного предприятия? Можно предположить: так удобнее участвовать в разного рода конкурсах и аукционах, конкурируя сами с собой. Что уже и происходило на конкурсе в апреле этого года.

«Я» И «МЫ» КУПИЛИ АВТОБУСЫ
Когда-то В.В. Маяковского спросили: «Почему вы все время говорите «я»»? На что он ответил: «Если царь говорил: «Мы, Николай Второй», он что – был коллективистом?»
Мэру Новочеркасска быть коллективистом не грозит, а его «я» очень даже соответствует истине. Когда новые желтые «Богданы» НТК «Курьер» впервые вышли на линию, Волков заявил: «Я заставил водителей работать в белых рубашках и галстуках». Мэр лично приезжал на собрание водителей, обещал им зарплату от 15 тысяч рублей и выше.
Честно признаемся, было в его речи и местоимение «мы». Так, выступая по телевидению, он заявлял: «Мы купили новые автобусы, которые скоро будут работать по центру города». Последнее утверждение любопытно, потому что автобусы куплены в лизинг самой НТК «Курьер»! Впрочем, это официальная версия.
В НПО ПАТ считают, что администрация умышленно затянула сроки проведения конкурса, потому что автобусов в НТК «Курьер» просто не было! А значит, эта транспортная компания не могла конкурировать с пассажирским автотранспортным предприятием, у которой автобусов более чем достаточно – на все городские маршруты. Конкурс УФАС предписала провести до 1 февраля. Договор лизинга на приобретение автобусов НТК «Курьер» — от 14 февраля. Конкурс – в апреле.
Интерес вызывает вопрос, на какие средства НТК «Курьер» — фирма с уставным капиталом 10 тысяч рублей — нашла десятки миллионов на приобретение автобусов: 10 ЛИАЗов и 10 «Богданов»? Лизинг, конечно, вещь хорошая, но первоначальный взнос (30% стоимости) – изволь, оплати. А кто, из каких средств платил взносы в течение двух месяцев, пока автобусы оформлялись и шел конкурс? Может, мэровское «мы купили автобусы» — правда? И не сложилась ли здесь четкая схема направления в частную фирму денег из казны?
Кстати, В.М. Прудников из администрации города приезжал в НПО ПАТ уже после конкурса. И на слова водителей, возмущенных проигрышем, отреагировал: «Если бы директором у вас стал я, у вас были бы бюджетные деньги».

С КУРЬЕРСКОЙ СКОРОСТЬЮ
Администрация и «Курьер» (уж, не знаю, какой – наверное, все, вместе взятые) так были уверены в победе над НПО ПАТ, что начали ее праздновать до подведения и опубликования его итогов.
Итоговое заседание конкурсной комиссии проходило 2 дня: 22 и 24 апреля, но уже 22-го в городе висели объявления о том, что с 23 (!) пассажирские перевозки по маршруту № 1 «Терапевтический корпус – Железнодорожный вокзал» будет осуществлять НТК «Курьер».
Автобусы этой компании вышли на 1-й и другой маршрут все-таки немного позже – 1 мая. Все было сделано так впопыхах, что перевозчики и их хозяева забыли о пассажирах: с 1 по 4 мая НТК «Курьер» отказывался возить их по месячным проездным билетам. Накануне, 30 апреля по телевидению выступил зам. главы администрации М.М. Макеев, объявив, что эти билеты недействительны. 4 мая, испортив людям праздники, с билетами все-таки разобрались – решили возить.
И еще – о торопливости. Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Результаты конкурса были опубликованы 30 апреля. НТК «Курьер» вышел на линию 1 мая, ООО «Курьер» — 5-го.
Еще не были подведены окончательные итоги конкурса, как комитет по управлению муниципальным имуществом города направил в НПО ПАТ письмо на расторжение договоров аренды автобусов, приобретенных администрацией области три года назад в счет дотаций за перевозку федеральных льготников и переданных администрации города. Автобусы срочно требовалось передать НТК «Курьер», не имеющей никакого отношения к перевозке льготников в 2005 году!

ПАССАЖИРОВ НАДО ЛЮБИТЬ
По итогам конкурса, проведенного в апреле, места распределились так: 1-е – ООО «Курьер», 2-е – ООО «НТК «Курьер», 3-е – ОАО «НПО ПАТ». Соответственно поделили маршруты: лучшие – первым, последнему – что осталось. НПО ПАТ с 3-м местом не согласно. Аргументов у предприятия множество, и все они убедительные. В УФАС на этот раз их не признали (вероятно, нарушено не антимонопольное законодательство, а другая сфера права), зато прокуратура установила нарушения гражданского и бюджетного законодательства, принципов местного самоуправления должностными лицами новочеркасской администрации.
В НПО ПАТ готовят сейчас исковое заявление в арбитражный суд, скрупулезно подсчитывая, где, по мнению руководства предприятия, баллы подсчитаны неправильно, незаконно. Здесь уверены, что даже условия конкурса были разработаны под «Курьеры», а проверка этих фирм в рамках конкурса проводилась формально. Просьба НПО ПАТ, адресованная мэру Волкову, разрешить наблюдателям присутствовать при проверке конкурентов, оказалась без ответа.
Чудеса произошли с протоколом итогового заседания конкурсной комиссии: два дня заседаний превратились в один, а отсутствующие – в присутствующих. Не попал на заседание представитель областного министерства А.В. Близнюк: машина, посланная за ним из администрации Новочеркасска, … задержалась (!) в пути и пришла в Ростов тогда, когда ехать уже куда-либо было бессмысленно.
Мы не станем сейчас раскрывать карты перед будущими ответчиками, излагая им подробно доводы искового заявления. Придет время – у них будет возможность с ним познакомиться. Мы же пока вспомним о пассажирах, у которых мнения о проведенном конкурсе и его последствиях разные.
Всем нравятся новые автобусы, но народ злится, что увеличилось время ожидания на остановках. Да и в маленькие автобусы с сумками, например, от автовокзала до железнодорожного вокзала, просто не влезешь. Горожане рады водителям в белых рубашках при галстуках, но пугаются слишком крутых виражей неопытных водителей. Конечно, здесь есть умелые, опытные, перешедшие на работу, к примеру, из НПО ПАТ. Но основная масса водителей принята только в конце апреля, автобусов до этого в НТК «Курьер» не было, о наставниках, учебе, стажировках говорить не приходится.
«Какой-нибудь контроль над ними есть?» — спросил «ЧЛ» рассерженный пассажир, с опозданием попавший в город из Молодежки. «Есть!» — уверенно ответили мы, зная, что ООО «Курьер» получил на конкурсе, в частности, баллы за то, что на все автобусы установил автоматические системы контроля технического состояния. По идее, они контролирует всё и вся! Но тут вышел курьез. Утром 6 июня «ГАЗель» ООО «Курьер» столкнулась с автобусом «Скания» НПО ПАТ. В путевом листе «ГАЗели» значилось: плановое время выезда автобуса из гаража – 8.25, фактическое – 7.00. «ГАЗель» с пассажирами попала в ДТП в … 6.15!
Заботу отцов города о фирмах «Курьер» людская молва связывает с именем дочери мэра, а может, еще кого-либо из родственников: мол, есть там у Волковых свой финансовый интерес. Скажем честно: подтверждения этому мы не нашли – в документах, по крайней мере. Так что придется, наверное, признать: действия Анатолия Панфиловича вызваны исключительно его стремлением улучшить качество пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах Новочеркасска.
«Не верю!» — говорил К.С. Станиславский. И мы не верим. А потому продолжаем следить за развитием событий. Тем более что администрация готовится провести еще один конкурс среди автоперевозчиков, в котором, видимо, НПО ПАТ снова уготована роль аутсайдера.
Не оставить бы город без транспорта в зиму. Ведь НПО ПАТ просто уйдет на пригородные и междугородние перевозки – власть мэра заканчивается на границе Новочеркасска.