Сегодня:

России в буквальном смысле приходится расплачиваться за незаконное уголовное преследование граждан, за судебные ошибки и неторопливость Фемиды. Причем цифры выходят с хорошими ноликами. Вот только несколько уголовно-денежных историй.

Европейский суд в Страсбурге

7 апреля 2005 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить 8 тысяч евро Тамаре Рохлиной, обвинявшейся в убийстве своего мужа, депутата Госдумы Льва Рохлина. Суд пришел к выводу, что было нарушено право Рохлиной на рассмотрение ее дела в разумные сроки.
26 января 2006 года ЕСПЧ удовлетворил жалобу жителя Нижнего Новгорода Алексея Михеева, пострадавшего от милицейского произвола, и назначил ему компенсацию в 250 тысяч евро. Согласно решению суда, Россия нарушила статьи 3 и 13 Конвенции по защите прав человека в части применения пыток.
В декабре 2007 года ЕСПЧ обязал Россию выплатить 15 тысяч евро лимоновцу Владимиру Линду, которого Тверской суд Москвы в 2005 году не отпустил в Нидерланды проститься со смертельно больным отцом. Имевший двойное гражданство Линд (России и Голландии) был задержан в числе 39 лимоновцев, которые 14 декабря 2004 года захватили общественную приемную администрации президента. Его отец, известный голландский юрист и общественный деятель Яап Линд, умирал от рака. Сыну разрешили попрощаться с отцом по телефону только 1 минуту, причем на русском языке, который тот плохо знал. Позже по приговору Линд получил условный срок и был освобожден в зале суда. ЕСПЧ признал, что в отношении Линда были нарушены статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, говорящие о бесчеловечном обращении с людьми, неправомерном содержании под стражей и запрещающей вмешательство в частную жизнь.

Решения российских судов

В мае 2005 года житель Новосибирска Евгений Лукин отсудил у государства 1 млн рублей. В 1999 году он был осужден на 12 лет за убийство, которого не совершал. Лукин провел в колонии почти пять лет, только после этого выяснилась его невиновность — в преступлении сознались задержанные по другому делу бандиты. Он требовал 15 млн, однако суд уменьшил сумму в 15 раз.
В ноябре 2005 года 3 млн рублей присудил Альметьевский горсуд 29-летнему жителю Татарстана Евгению Веденину в качестве компенсации морального вреда. Он отсидел почти четыре года (из назначенных 15) в колонии строгого режима за убийство, которого не совершал.
Рекордную сумму в 107 млн рублей отсудил у МВД в декабре 2007 года новосибирский предприниматель Сергей Бурков. На время следствия имущество принадлежащей ему лесопилки было описано в качестве вещдока. Когда расследование завершилось, оказалось, что предприятие разграблено и сожжено. В марте суд вышестоящей инстанции отменил решение и направил дело на новое рассмотрение, посчитав резонными мнения представителей МВД о том, что выводы райсуда не соответствуют обстоятельствам дела.
Около 20 млн рублей в общей сложности отсудили в 2006-2007 годах в качестве компенсации за незаконное уголовное преследование бывшие обвиняемые в убийстве журналиста «Московского комсомольца» Дмитрия Холодова Павел Поповских, Александр Сорока, Константин Мирзаянц и Константин Барковский.