Сегодня: 29 апреля 2871, Среда

В апреле–мае этого года в Новочеркасском отделе Управления федеральной регистрационной службы по РО опять выросли очереди, а посетителей выгнали на лестницу. Тут же активизировали свою работу организации­посредники.

Не так давно, в своем 15-м номере газета «Новочеркасские ведомости» уже обращалась к этой теме, опубликовав материал «Посредники отдыхают по средам». С тех пор проблема с очередями в местной регистрационной службе не исчезла.

Очень живая очередь
Изгнанные из самого помещения «юстиции» на лестницу посетители не были склонны к оптимизму, хотя для их удобства на лестничной площадке «заботливо» установили лавочку. Очередь, как я ее помню по своим предшествующим посещениям, значительно выросла. Если ближе к вечеру к входным дверям еще можно как-то протолкнуться, то по утрам затея эта абсолютно безнадежна. Все выглядит как в общественном транспорте в час пик. Плотно спрессованная толпа, источающая недовольство и агрессию. И подозрительность: а не желает ли соседний гражданин нагло пролезть без очереди? «Что вы думаете по этому поводу?» – с таким простым вопросом я обратился к посетителям. Пожилая женщина разговорилась: «Я пришла недавно, но, вижу, сегодня ничего у меня не получится. Посижу, да и пойду». «А я с четырех утра занимал и до сих пор не могу пробиться! – с явным ожесточением вступил в разговор мужчина, представившийся Сергеем. – Тут ни черта не поймешь! То были списки, то их порвали, периодически выходит охранник и то пускает кого-то, то всех отгоняет от входной двери. Почему мы должны часами торчать здесь, на лестнице? Это что, секретный объект?»

Коррупция с человеческим лицом
В таких условиях, как показывает опыт, всегда и везде без исключений неизбежно пышным цветом расцветает коррупция. Даже если на словах с ней ведется непримиримая борьба. Не стал, судя по всему, исключением и наш город. Про «это» уже не раз напрямую говорили в своих письмах наши читатели. Но если раньше в газету с жалобами обращались обычные горожане, то недавно иссякло терпение даже у крупных городских агентств недвижимости, которые всегда предпочитали с «федералами» не ссориться. У новочеркасских риэлторов накопилось много вопросов к регистрационной службе, но чашу терпения переполнило настойчивое предложение о сотрудничестве с ООО «Регистратор», которое неофициально высказывали в беседах с ними вполне официальные государственные служащие. 15 мая представители почти всех городских агентств недвижимости собрались, чтобы обсудить свои действия в сложившейся ситуации. Обсуждение было бурным, недовольство работой «юстиции» высказывали все присутствующие. Впрочем, собрать подписи под итоговым документом в форме открытого письма организаторам так и не удалось.
ООО «Регистратор» представляет собой солидную организацию, имеет головной офис в Ростове и филиалы по всей Ростовской области. Это абсолютно частная фирма, но по словам тех же риэлторов, она имеет хорошие связи на уровне областного Управления федеральной регистрационной службы. Некоторые даже намекают на весьма показательный состав ее учредителей, но чего не знаю – того не знаю. За плату в 6 тысяч рублей фирма берется решить проблему с ускорением рассмотрения дела и избавить вас от стояния в длинных очередях. А у тех агентств, которые не захотели воспользоваться предлагаемыми услугами, вдруг совершенно случайно стали одно за другим приостанавливать дела в самой «юстиции» по малозначительным предлогам. Приостановка – дело неприятное, бьет по престижу агентства, по его отношениям с клиентами. И поднялся шум. После этого ООО «Регистратор» тут же приостановило свою деятельность до момента приобретения кассового аппарата и открытия расчетного счета. Что само по себе наводит на мысли: как же они умудрялись работать до этого? Куда-то временно исчезла и скромная вывеска пресловутой конторы, расположенной по соседству с «юстицией», во дворе торгового комплекса «Южный», в цокольном этаже. Исчезла ненадолго. Вскоре ООО «Регистратор» вновь предложило свои услуги всем заинтересованным лицам.

Регламент надо уважать
Собственно говоря, сама идея такой коммерческой «кормушки» при государственном учреждении отнюдь не нова. Подобные «коммерческие» структуры успешно трудятся уже много лет. Но если в том же «продвинутом» Ростове-на-Дону это уже традиция, там активная часть населения время ценит дороже денег, то в провинциальном Новочеркасске, где гораздо ниже уровень жизни и зарплат, людям жалко денег, заплаченных за «воздух». Стоит напомнить, что у федеральной регистрационной службы существует жесткий регламент по приему, рассмотрению и выдаче дел, и никто, никакая организация, никакие льготники не имеет права на ускоренное оформление документов без веской уважительной причины. Срок рассмотрения составляет 30 дней и может быть сокращен только в случае уважительной и документально подтвержденной причины. Например, заканчивается отпуск, не хватает времени на вступление в наследство, имеются срочные медицинские показания и т.д. Решение по каждому такому заявлению принимается индивидуально в Управлении регистрационной службы в Ростове. Кстати говоря, здесь тоже сохраняется широкое поле возможностей. «Лучше я дам 2 тысячи рублей хирургу за «левое» направление клиенту на срочную операцию и проведу абсолютно законное ускорение!» – призналась одна из риэлторов.

«Happy end» под вопросом
Наилучшим решением вопроса с посредниками-«ускорителями» стало бы полное игнорирование гражданами и организациями их незаконной деятельности. Если никто не станет прибегать к их сомнительным «услугам», то посредническим организациям придется свернуть свою деятельность. Но в последнее, честно говоря, верится с трудом. Кто-то обязательно не удержится. А куда деваться? Ведь в нашей бурной жизни всем так катастрофически не хватает именно времени! Пока же существует очередь, будут и желающие на этом заработать.

«Просто мы находимся на виду!»
Что думают по поводу очередей в «юстиции» лица физические и юридические, я полагаю, уже понятно. Осталось выяснить, что думают об этом должностные лица. В частности, новый руководитель Новочеркасского отдела Управления федеральной регистрационной службы (УФРС) по Ростовской области Елена Кубрак. Предоставим ей слово:
«Очереди, к сожалению, есть везде, это не только проблема Новочеркасска и не только проблема нашей службы. Просто мы находимся на виду! Во-первых, необходимо учитывать, что регистрационная служба – это замыкающее звено в оформлении гражданами и юридическими лицами прав (сделок) с объектами недвижимого имущества. Массовость обращений рождает определенные проблемы в организации нашей работы. Во-вторых, надо указать на стесненные условия работы Новочеркасского отдела УФРС по РО. Сегодня отдел располагается на втором этаже здания, являющегося памятником культурного наследия, и приспособить его к современным условиям работы достаточно проблематично. Сказывается недостаточная площадь помещений, наличие единственного входа. В связи с этим на сегодняшний день остро стоит вопрос о выделении нового помещения нашему отделу. Руководством УФРС по РО в сотрудничестве с администрацией г. Новочеркасска уже проводится работа в данном направлении.
Кстати, даже по результатам проверки нашего отдела на выполнение требований пожарной безопасности было предписано ограничить посещение отдела до 50 человек с учетом численности коллектива, поскольку в помещении отсутствует отдельный эвакуационный выход. Чтобы выполнить предписание пожарного инспектора, людям, вероятно, придется ожидать приема (выдачи) на улице. Но понять пожарного инспектора тоже можно, он лишь строго выполняет требования закона.
Хотелось бы сказать, что коллектив нашего отдела вынужден работать в усиленном режиме. Выдача документов до недавнего времени производилась, в том числе и в неприемные часы. Следует также отметить, что в помещениях отдела стоит страшный шум, посетители зачастую ведут себя нетактично, что не может положительно сказываться на качестве работы.
Впрочем, на сегодняшний день ситуацию с очередями удалось нормализовать. Выдача документов в отделе осуществляется спокойно. Выделены отдельные часы для приема документов на регистрацию от юридических лиц, которые, как правило, обращаются за оформлением прав (сделок) на несколько десятков или сотен объектов. Упор в проводимой работе делается на прием по предварительной записи. Кроме того, для удобства посетителей утвержден график проведения консультаций. Сделано многое, но динамика обращений граждан за регистрацией прав, договоров непредсказуема. Например, заканчивается время, отведенное на приватизацию жилья. В 2009-м году отдел готовится к росту обращений именно по данной категории дел.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что существующая проблема объясняется целым рядом факторов и решение ее зависит не только от коллектива нашего отдела, руководства УФРС по РО, городских властей, но и от самих заявителей».

Фото Николая Склярова
row['name']