Сегодня:

Существовала в газетах в советские времена такая рубрика «Письмо позвало в дорогу». Была она чрезвычайно популярна. Читатели очень любили «звать в дорогу» журналистов, а те на зов с разной степенью охоты окликались и шли. Думаете, с тех пор что­то изменилось? К счастью, нет.
Читатели по-прежнему зовут, а журналисты идут. Разве что названия рубрик сейчас звучат несколько вычурнее, громче, категоричней. Но суть осталась прежней: адекватные читательские обращения, звонки и письма, даже если они слишком эмоциональны и резки, ни одна уважающая себя редакция без внимания не оставляет.

Письмо позвало в дорогу

Недавно в нашу газету пришло письмо. Обратившись не к «дорогой редакции», а непосредственно к редактору, житель улицы Спортивной Виктор Кравченко хотел через нее пригласить все три власти Новочеркасска к пешим прогулкам по тротуарам города. Правда, сразу же сделал маленькое отступление: «Городом я называю не только пр. Платовский, ул. Московскую и еще пару-тройку СЧАСТЛИВЫХ отрезков других улиц, а то подавляющее и уже подавившее большинство улиц с более скромными, но РЕАЛЬНО существующими названиями». Тут уж я позволю себе сделать совсем крошечное отступление типа риторического вопроса: получается, что названия «Платовский» и «Московская» существуют не вполне РЕАЛЬНО? Ну ладно, обратимся к сути проблемы.
Автор письма пригласил «поискать, к примеру, пешеходный путь (нет-нет, не кратчайший – какой-нибудь!) из мкр. Соцгорорд в мкр. Октябрьский или пройти по тротуару ул. Каштановой (ой, а там его вообще нет…) или Спортивной»… По названным улицам решили пройти мы с фотокором, выбрав для объективности самую «нелетную» погоду – со слякотью и грязью. При этом мы изначально нисколько не сомневались, что все написанное в письме – автором выстрадано, пережито и многократно испытано на себе. Длиннющая Спортивная улица, пересекающая два микрорайона, оправдывает свое название в том плане, что хождение по ней требует недюжинной спортивной подготовки, выносливости, почти акробатической ловкости. Характерно, что широкие отмостки пятиэтажных домов соцгородской части улицы заодно являются тут… и тротуарами. Так что прохожие шагают буквально под балконами зданий. Но после улицы Высоковольтной кончается даже такой, скажем прямо, сомнительный, но все же тротуар, так как кончаются многоэтажки. Вдоль домов частного сектора идет какая-то узенькая, неровная, вся в лужах и грязи тропинка, которая временами вообще становится непроходимой. Тогда, чтобы продолжить путь, надо карабкаться по откосу дороги или просто выходить на проезжую часть.
В том месте, где ул. Спортивная пересекается с ул. Каштановой (или Каштанова – непонятно, так как на домах таблички с разными названиями), нам пришлось сделать остановку и прикинуть, сможем ли мы идти по ней дальше, до ул. Степной. Портативной лодки у нас собой не было, резиновых сапог тоже, поэтому мы решили свернуть на Каштановую (или Каштанова?). Кстати, название – не самая прикольная фишка этой улицы. Сама улица довольно короткая, но как и все – с домами, магазинами, другими постройками. Дорожное полотно тут имеется и весьма неплохого качества, а вот тротуаров почему-то нет вообще. То есть люди, которым надо ходить туда-сюда, есть, а вот тротуаров нет. То ли просто забыли про них, когда дорогу делали, то ли такая креативная задумка была у проектировщиков. Так что движутся по этой единственной транспортно-пешеходной линии вперемешку и во всех направлениях и пеший, и конный, и люди, и машины, одни – уворачиваясь из-под колес, другие – стараясь ни на кого не наехать. Наблюдает ли кто за тем, как в этой в буквальном смысле слова зоне риска легко и непринужденно попираются все мыслимые и немыслимые ПДД – еще один риторический вопрос.
Скажу прямо, что и дальнейшая наша прогулка, пока мы не вышли на улицу Калинина, особого удовольствия не доставила. К тому же ранняя весна обычно только усиливает удручающее впечатление от городских пейзажей. А на многие дороги наши, как известно, в дождь и грязь лучше вообще не смотреть.

Смотреть «глубже и ширше»

Проблема плохих дорог в нашей стране (причем и проезжих, и пешеходных) стара как мир. Она затерта, избита, истаскана, как сами дороги. Сказать что-то новое по этой теме просто невозможно, и вместе с тем для критики в адрес разных ответственных служб она предоставляет просто неограниченные возможности. К тому же есть соблазн глядеть на все вокруг глазами простого обывателя, рядового пешехода или автомобилиста, долго и с чувством всех ругать, критиковать и проклинать. Однако наша профессия обязывает смотреть на любую проблему «глубже и ширше», несмотря на то, что сами мы живем жизнью большинства наших горожан, сталкиваемся со всякого рода негативом и ежедневно ходим по нашим далеким от идеала улицам.
Брать же с собой на прогулку, как советовал автор письма, все три власти нужды, думаю, не было. Объясню, почему. Законодательная власть в лице многих городских депутатов по этим (или похожим) улицам ходит. Не совсем понятно, зачем приглашать представителей судебной власти, разве лишь для того, чтобы они прямо на улице устроили публичное судебное разбирательство с вынесением приговора? Что касается власти исполнительной, то мэр города самолично, причем совсем недавно, в прошлом декабре, ударял автопробегом по здешнему бездорожью, к тому же смотрел вокруг отнюдь не только через стекло, а выходил из машины, вступал в лужи и грязь (погода в тот день тоже была подходящая!), определял со своими помощниками самые проблемные участки дорог и тротуаров, требующих ремонта в наступающем году. Он побывал тогда и на Спортивной, и на Степной, и на Театральной, и на Чехова, и на Горького… В план ремонта дорог и тротуаров в 2008 году были включены многие улицы Октябрьского, Соцгорода, Молодежного.

Кстати,
когда в 93-м году моя семья поселилась на Молодежке, ходить и ездить по улицам микрорайона было крайне затруднительно. Весной и осенью в обязательной вечерней программе у нас была масштабная помывка обуви, на что уходило не одно ведро воды. Разбитые тротуары, непролазная грязь, казалось, будут вечными спутниками нашей окраинной жизни. Но шло время, постепенно меняя ситуацию к лучшему, начали ремонтировать дороги, асфальтировать тротуары. Дошла очередь и до моей улицы с романтическим названием Грушевская. Даже в самую осеннюю слякоть я прихожу теперь домой в чистой обуви. Хотя, безусловно, и у нас на Молодежке еще не все дождались такого счастья. А если посмотреть по городу, то желающих осчастливиться пока еще не счесть.
И все же есть уверенность, что и на их улицу придет праздник!
row['name']