Сегодня:

Вскоре после не оправдавшего ожиданий многих россиян показа телесериала «Тихий Дон», снятого режиссером Сергеем Бондарчуком по мотивам знаменитого одноименного романа, моя подруга Светлана, живущая в столице донского казачества Новочеркасске, прислала мне эсэмэску: «Включишь на 2 минуты «Тихий Дон» 58 года, да и смотришь до конца, слезьми умываючись». Бросив все дела, и я села у телевизора, вновь не в силах оторваться от подлинности чувств, страстей, любви и горя грандиозной киноэпопеи Сергея Герасимова о судьбах казачества на Дону.
В нынешнем году исполняется 50 лет со дня выхода на широкий экран этой трехсерийной кинокартины режиссера Сергея Герасимова, подарившего нам таких необыкновенных Григория Мелехова (Петр Глебов), Аксинью (Элина Быстрицкая), Дарью (Людмила Хитяева), Наталью (Зинаида Кириенко), Дуняшку (Наталья Архангельская), сравниться с которыми вот уже полсотни лет никто не может.
К юбилею всенародно любимого фильма вышла книга Вячеслава Родионова «Громкое дело «Тихого Дона», презентация которой состоялась в первую весеннюю неделю в Московском доме национальностей. В ней автор рассказывает о создании картины, которая снималась в степных окрестностях города Каменска Ростовской области, в хуторе Диченском, сыгравшем роль хутора Татарского. Здесь опубликованы редкие фотографии, приведены факты, детали и подробности, оставшиеся за кадром, о которых прежде слышать нигде не приходилось. Например, что роль Тихого Дона сыграл в фильме протекающий у Диченского и Каменска Северский Донец, прозванный казаками Шумным. Или о том, что для съемок батальных сцен киногруппе пришлось создавать свою конницу.
Книга повествует, как 16 месяцев изо дня в день шли съемки. Около 50 центральных ролей, 200 второстепенных плюс массовка — с такими блистательными актерскими силами и массой добровольных помощников из местных казаков Сергей Апполинариевич Герасимов сотворил фильм буквально на века. Смотреть его можно бесконечно: с любого места, при любом настрое души — вновь как впервые сопереживать героям и восхищаться потрясающей силой таланта настоящего Мастера.
Кроме чтения фрагментов книги на презентации бы показан документальный «Фильм о фильме», которому также исполнилось полвека, режиссеров Г. Оганесяна и В. Дормана. Прозвучали боевитые походные и лирические песни донцов и кубанцев в исполнении ансамбля кадетов «Стригунок» Казачьего кадетского корпуса, исполнителя казачьих песен Сергея Матвеева и казачьего генерала Адриана Афанасьева. Им подпевали в зале. Дети и внуки создателей фильма поделились своими воспоминаниями о работе отцов. А дочь выдающегося актера Петра Глебова, заслуженная артистка России и необыкновенно красивая женщина Елена Глебова сказала: «Я – ровесница фильма. Мы с мамой жили на хуторе Диченском, когда отец снимался в «Тихом Доне». Герасимов тогда и прозвал меня Аленка – тиходонка. Благодаря Григорию Мелехову отец стал народным не по регалиям. А когда он ушел из жизни, люди говорили: «Умер первый казак России».
Приятно мне, что до сих пор, когда я приезжаю на Дон, ко мне обращаются: «Григорьевна». Некогда не принято было говорить о корнях. Но настало время сказать: мой отец актер Петр Глебов является прапраправнуком казачьего генерал-адъютанта, героя Отечественной войны 1812 года Василия Орлова-Денисова, прах которого покоится в усыпальнице войскового Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске».
Так вот откуда, оказывается, эти казачьи исконные стать, удаль и достоинство, которые не сыграешь. Вот где исторические корни образа Гришки Мелехова.
Пестрел зал казачьими мундирами, алели лампасы и околыши фуражек. Надрывал душу казачий романс на стихи донского поэта-скитальца, уроженца Старочеркасска Николая Туроверова:
«Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется,
И сердце девичье забьется
С восторгом чувств не для меня…»
И кричали московские казаки книге Вячеслава Родионова, актеру Петру Глебову со товарищи и всему Тихому Дону извечное казачье, лихое и сердечное: «Любо!»