26 февраля 2003 года в нашей газете была опубликована статья Владимира Репникова «Дар приняли, а условия дарителя так и не выполнили». Прошло пять лет. Мы попросили автора той статьи напомнить читателям «ЧЛ» об истории, связанной с так называемым завещанием Н.Н. Дубовского и сдвигах в этом деле, которые произошли в последние годы.
«Среди лучших произведений мировой живописи найдется не много полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью было выражено то, что принято называть настроением».
Художник В.Н. Бакшеев
о картинах Н.Н. Дубовского.
Девяносто лет тому назад, 27 февраля 1918 года, в революционном Петрограде от паралича сердца скончался наш великий земляк, один из руководителей Товарищества передвижных выставок, академик живописи Николай Никанорович Дубовской.
Потомственный казак, родившийся в Новочеркасске, он в течение всей своей жизни душой и сердцем был здесь, в родном краю, всячески способствовал развитию художественного творчества на Дону. Его заветной мечтой было создание в Новочеркасске художественного музея.
20 декабря 1913 года Дубовской направил голове Новочеркасской управы А.С. Дронову письмо, в котором предлагал в качестве основы такого музея свою коллекцию этюдов и картин (70 собственных и 129 работ художников-передвижников).
Он писал: «Я, обдумав вопрос о деталях передачи коллекции, пришел к следующему заключению: коллекцию свою я могу передать родному городу только после того, как будет решено и закончено в своей постройке здание Донского художественного музея…». Городская управа приняла условия художника и тогда же ассигновала в качестве аванса 40 тысяч рублей на проектирование и строительство первой очереди музея.
Был выделен участок напротив Офицерского собрания (теперь библиотека им. А.С. Пушкина), а племянник художника В.Е. Дубовской, бывший тогда главным архитектором Новочеркасска, взялся безвозмездно составить проект. Но началась Первая мировая война, потом грянула революция, а за ней гражданская война. Не до музея было.
В 30-х годах минувшего века вопрос о необходимости создания в Новочеркасске художественного музея поднимали художник И.И. Крылов, писатели К.А. Тренев, А.С. Серафимович, и другие. А тут снова война.
После Великой Отечественной войны Музей истории донского казачества (МИДК) решил принять на временное хранение завещанную Дубовским коллекцию картин. По поручению тогдашнего директора музея Н. М. Титова весной 1946 года в Ленинград поехал доцент политехнического института, художник А. М. Зыков. Александр Михайлович удачно провел переговоры с сыном Дубовского Сергеем Николаевичем и директором Русского музея П.К. Балтуном. В том же году коллекция поступила в МИДК.
Поначалу значительная ее часть входила в экспозицию музея, но так как его профиль иной, картин и этюдов в залах постепенно становилось все меньше. А вопрос о строительстве здания художественного музея никак не решался.
В феврале 1968 года в горисполком поступило решение Академии художеств СССР с рекомендацией создать Новочеркасский музей изобразительных искусств имени Н.Н. Дубовского. Рекомендация не приказ. Все осталось как было.
В ноябре 1971 года к этой проблеме обратилась областная газета «Комсомолец», напечатав статью Ю.Немирова «Завещано Дубовским».
В 1972 году забрезжила надежда на благополучный исход многолетней канители. Энтузиасты во главе с А.М.Зыковым добились принципиального согласия руководства города отдать под художественный музей здание тогдашнего Продторга на проспекте Ермака или освобождающийся корпус швейной фабрики на ул. Московской (тогда пр. Ленина). Но эти варианты дирекция МИДК посчитала неподходящими. Однако энтузиасты-общественники не успокаивались. Выступления в печати И.В.Власова, В.И. Кулишова, Б.А. Плевакина, А.А. Данцева и других периодически напоминали властям города о необходимости выполнить условие, на котором Дубовской был согласен передать Новочеркасску свою художественную коллекцию.
В феврале-марте 1993 года городская газета «Донская речь» в пяти номерах опубликовала материал журналиста-краеведа И.Кравченко «Судьба коллекции. По страницам монографии А.М.Зыкова «Дубовской и Новочеркасск». И сегодня актуальны слова из той публикации: «Десятилетия сменяют друг друга. Часть картин Н.Н. Дубовского экспонируется в музее, а остальные продолжают томиться в запаснике…» На выступление Кравченко оперативно откликнулась директор МИДК С.А. Сединко. В заметке «Еще раз о судьбе коллекции картин», помещенной в той же газете 10 марта она писала: «В настоящее время собрание произведений Н.Н. Дубовского в Музее истории донского казачества является одним из самых полных в стране. Основу коллекции составляет дар самого Н.Н. Дубовского. Музей не только получил дар, завещанный художником, но целенаправленно пополнял на протяжении нескольких десятилетий данную коллекцию». Размышляя далее о возможностях экспонирования этой бесценной коллекции Светлана Алексеевна с горечью замечала: «В свое время большие надежды нами возлагались на передачу нам Атаманского дворца, где предполагалось создать художественный отдел музея (выделено мной. — В.Р.).Была заказана проектно-сметная документация, однако ее тома и сегодня пылятся в музее.
К сказанному выше можно добавить, что в запасниках МИДК и его филиалов, кроме значительно пополнившейся коллекции работ Дубовского «томятся» произведения И.И. Крылова. Н.В. Овечкина и других больших художников.
В 2001 году закончилось, растянувшееся на четверть века, строительство здания для городской администрации. Атаманский дворец освободился и его передали МИДК. Казалось бы, пришло время смахнуть пыль с папок давнего проекта и приступить к его реализации. Но не тут-то было. Областное министерство культуры намерено было финансировать совсем не тот проект, о котором писала в 1993 году Сединко.
Узнав об этом, группа художников и краеведов (В.Кулишов, О.Лобов, А.Данцев, Л.Елисеев, Н.Шехавцев, В.Грезунов, В.Репников) в марте 2001 года напросилась на прием к только что вступившему тогда в должность мэра Новочеркасска А.П.Волкову. Антолий Панфилович, сославшись на большую занятость, выслал к нам своего заместителя С.Б.Бондарева. В беседе приняли участие начальник Управления и искусства Г.А.Ерашова и директор МИДК С.А. Сединко. Нас внимательно выслушали и дали понять, что об Атаманском дворце, как возможном художественном музее, следует забыть. Надо искать другие варианты.
Для этого была создана рабочая группа, которой поручили представить конкретные предложения по обсужденным вопросам (в их числе был вопрос о необходимости срочных мер по спасению диорамы, временно размещенной в летнем кинотеатре «Ударник»).
В короткий срок предложения были сформулированы и переданы в Администрацию. Никакой реакции на них не последовало.
В августе 2001 года деревянный кинотеатр сгорел. В огне того пожара погибла и диорама «Освобождение Новочеркасска в 1920 году» (автор — народный художник СССР Н.В. Овечкин). Одной проблемой стало меньше. Другая, — связанная с созданием художественного музея, в преддверии больших юбилейных дат (250-летие со дня рождения М.И.Платова и 200-летие города) снова отошла на дальний план.
Через три года, 4 августа 2004 года, о ней напомнили мэру во время открытия персональной выставки ветерана Великой Отечественной войны и труда А.А. Редичкина. Анатолий Панфилович твердо пообещал присутствующим в ближайшее время решить эту проблему, и даже назвал здание, которое будет отдано под художественный музей или картинную галерею. Это сохранившееся так называемое нижнее крыло Торговых рядов (Гостиных дворов) на Платовском проспекте, которое теперь занимают воинские медсклады. Заявление мэра было встречено дружными аплодисментами, т.к. названное им помещение и по размерам, и местоположению является вполне подходящим для художественного музея.
Говорят, обещанного три года ждут. С момента заявления А.П.Волкова в Доме-музее М.Б. Грекова прошло три с половиной года, но никакого сдвига в решении вопроса о художественном музее так и не произошло.
Зато 18 февраля мэр сообщил представителям городских СМИ, что в течение 6-7 лет у нас будет построен Музей истории города, куда войдут экспонаты и Музея Новочеркасской трагедии 1962 года.
В конце будущего года исполнится 150 лет со дня рождения Н.Н. Дубовского. Лучшим способом отметить эту дату было бы осуществить наконец-то его заветную мечту (и желание нескольких поколений его земляков) — открыть в городе художественный музей. А чтобы не вступать в соперничество с областным центром, где такой музей давно есть, назвать это культурно-просветительское заведение Картинной галереей имени Н.Н. Дубовского.