Сегодня:

Стены кабинета, где работают сотрудники и начальник отделения по борьбе с преступлениями и правонарушениями на потребительском рынке, – в ореоле свидетельств благодарности от начальства за добросовестную службу. И есть за что. Например, в день, когда проходила пресс­конференция, в подпольном цеху был конфискован ящик поддельной водки «Белая березка» (которую так уважают даже в женских коллективах, но в последнее время стали замечать, что любимый напиток становится невкусным, и вот в чем дело). Красивые бутылки из­под фирменной «Белой березки» «цеховики» покупали в ресторане, а содержимое производили и разливали в сараях и гаражах…

– Каким был 2007-й год, за который у вашего отделения уже так много поощрений? Какие правонарушения, характерные для Новочеркасска, вам удалось предотвратить?
– Прошедший год был неоднозначным, работали интенсивно, об этом говорят статистические данные: наше подразделение находится на лидирующих позициях в ГУВД по Ростовской области. Сотрудники отделения раскрыли 63 преступления и предотвратили 800 административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Наша «зона внимания» – незаконный оборот алкогольной продукции, хищения металла, электроэнергии, преступления в кредитно-финансовой сфере. В прошлом году мы выявили 148 случаев незаконной реализации алкоголя из домовладений и гаражей – в два раза больше, чем в прошлом году. По поводу фальсификации алкогольной продукции возбуждено 140 уголовных дел, все они будут доведены до суда, и виновные понесут наказание. Мы закрываем нелегальные цеха по производству фальсифицированной водки. Недавно изъяли три тысячи литров суррогатной алкогольной продукции.
Нами были возбуждены два уголовных дела в отношении Новочеркасского ликероводочного завода. Сотрудники предприятия заготавливали и сбывали алкогольную продукцию, не отвечающую требованиям безопасности для здоровья граждан.
– Какие еще преступления находятся в сфере ваших «профессиональных интересов»?
– Большое внимание в 2007 году пришлось уделить нарушениям в финансово-кредитной сфере: фактам незаконного получения кредитов и пенсий по поддельным документам. Нами было предотвращено 59 подобных преступлений.
У нас налажена связь со службой безопасности банков. Мы делаем выборочные проверки подлинности документов по спискам. Да и банки сами обращаются по фактам непогашения кредитов. Здесь есть грань. Если человек взял кредит и не имеет возможности выплатить его, такие споры решаются в судебном порядке. Другое дело, если люди заведомо не собираются возвращать деньги. Это уже «наши клиенты». Очевидно, мы научились с этим бороться, потому что в прошедшем году количество таких преступлений резко пошло на спад.
– Есть ли случаи, когда мошенники понесли уголовную ответственность за свои аферы?
– Вот пример. Группа из трех человек по подложному паспорту (на основании внешнего сходства) получила кредит и уже приобрела товар, но не успела уйти, как должностные лица в банке заметили несоответствие, и наши сотрудники в несколько минут задержали буквально на месте преступления двоих мужчин и женщину, у которых обнаружили еще пять-шесть чужих паспортов, утерянных или украденных. Преступникам не удалось довести преступный замысел до конца. Они получили реальные сроки по два-три года каждому.
– Какая категория граждан идет на такого рода «дела»?
– Социально неблагополучные, малообеспеченные граждане, ведущие паразитический образ жизни, совершают такие преступления. Так же, как и хищение электроэнергии. Это «сезонное» правонарушение. В сильные холода люди пользуются электроэнергией «мимо счетчика», в результате набегает немалая сумма ущерба для городских электрических сетей. В прошлом году мы раскрыли несколько таких случаев.
– Хищения металла, наверное,
тоже социально неблагополучные люди совершают?
– Да. Это сложная проблема, которую не решить только силами нашего подразделения. Хотя за прошедший год нами было изъято из незаконного оборота 35 тонн металла. Но существующее законодательство не предусматривает жестких мер по отношению к приемщикам краденого металла. Штраф в две тысячи рублей и конфискация обнаруженного металла – явно недостаточное наказание. Это провоцирует их продолжать преступную деятельность.
– Что бы вы хотели сказать гражданам Новочеркасска?
– Предприниматели иногда воспринимают нас как врагов, но на самом деле это не так. Мы призваны и созданы, чтобы защищать права не только потребителей, но и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. И предприниматели обращаются за помощью к нам. Вся коммерческая деятельность связана с опасностью хищений со складов, из магазинов. И поиск, и привлечение к ответственности лиц, совершивших кражу, происходит с нашей помощью. Мы ведем дела о присвоении или растрате вверенных средств.
– Значит, наши права надежно защищены, и нам можно расслабиться?
– Если вы расслабитесь, то у нас будет меньше работы, и от нас будет мало пользы, потому что мы опираемся на обращения и помощь граждан.
– Какие виды преступлений, из тех, что находятся в вашей компетенции, редки в нашем городе?
– Нецелевое использование кредитов, которые выделяются под национальные проекты. Например, гражданин взял деньги в банке на развитие фермерства, а купил легковой автомобиль. Но это единичные случаи.
– У вас есть свои следователи?
– В нашем подразделении работают девять инспекторов. Параллельно существуют отделы дознания. Но, чтобы расследовать преступления в нашей сфере, требуются определенная квалификация, знания и навыки, и Новочеркасск – первый город в России, где было принято решение о выделении нашему отделению специального профессионала-дознавателя.
row['name']