Сегодня:

Ученики 7-В класса 6-й школы получили задание — написать сочинение по истории. И не просто что-то «сочинить», а расспросить родителей, бабушек, дедушек и потом рассказать другим о домашних реликвиях, много лет хранимых в семьях. Возможно, многие школьники узнали о кусочках семейной истории впервые, кто-то посмотрел новыми глазами на своих предков. А кто-то задумался: а что он сам оставит своим детям?
Собственно, это детские сочинения подсказали нам идею новой странички «ЧЛ» — семейно-исторической. И сегодня мы предлагаем вам ее первый выпуск. Сделан он детьми (будущими историками?) и профессиональным краеведом. Подключайтесь к нам, дорогие читатели! Поройтесь в шкафах, столах, пыльных папках…

От бабушек, от дедушек

Эта тема — «Семейная реликвия» мне очень понравилась, потому что еще давно мама рассказала мне историю одного предмета, который хранится у нас в доме. И я тоже хотел кому-нибудь рассказать, что этот предмет хранит в себе историю многих лет.
Дедушка моей бабушки участвовал в Великой Отечественной войне. Он прошагал всю войну, воевал и получил тяжелую контузию, дошел до Берлина. Его звали Амаяк.
Так вот, как он рассказывал маме, Берлин горел, люди убегали из своих домов. Дедушка Амаяк со своими боевыми друзьями зашел в одну из квартир и заметил в углу испуганную женщину, которая прижала к груди 2 маленьких детишек, а в руке сжимала мешок с вещами. Увидев советских солдат, она стала просить и плакать, чтобы ее и детей не убивали. Дедушка Амаяк вывел их из дома и помог спуститься в убежище. Женщина в знак благодарности достала из мешка серебряный поднос небольшого размера, в середине подноса посажен камень рубин, а в правом верхнем углу выгравирован силуэт императора Наполеона.
Этот поднос передавался из рук в руки и дошел до моей бабушки. Но и это не все.
В 1988 году в Армении произошло страшное землетрясение, которое унесло много жизней. Но этот поднос пережил еще одно испытание, и его нашли из-под руин рухнувшего дома. Теперь мама хранит его у нас дома. Для кого-то это ценная и старинная вещь, но для мамы, теперь и для меня — это семейная реликвия, которая хранит в себе историю многих десятков, а может и сотен лет.
Мгер Африкян.

На кухне у нас висит старинное деревянное блюдо. Ему больше 100 лет. Оно перешло к нам от прапрабабушки Надежды Ивановны Гонтаревой. Когда она выходила замуж (в 1906 году), на этом блюде молодым родители поднесли хлеб-соль. На блюде так и написано: «хлеб» и «соль», причем «хлеб» — через «ять» и с твердым знаком на конце. Блюдо очень красивое: по бокам орнамент, а в центре изображены снопы пшеницы, серп, коса, плуг, грабли, цеп.
Моя прапрабабушка была учительницей в селе Александровка, что недалеко от Азова. Там же она вышла замуж и родила мою прабабушку Валентину и ее младшего брата Владимира. Лет через 12 после свадьбы, во время гражданской войны, муж Надежды Ивановны пропал без вести. Вскоре семья переехала в Ростов.
Когда началась Великая Отечественная война, Надежда Ивановна с Валентиной, у которой была уже дочь Людмила, занималась эвакуацией детских домов на Кавказ. Два года назад мы с мамой и папой ездили в Домбай и проезжали поселки Теберда и Усть-Джигута, где во время войны находились ростовские детские дома.
Сын Надежды Ивановны Владимир погиб в годы Великой Отечественной войны. А сама она после войны вернулась в Ростов, где работала учителем до глубокой старости.
Когда она умерла, блюдо и свадебный рушник достались Валентине, а позже – семье Людмилы. Со временем рушник затерялся, а блюдо хранится в нашей семье.
Алена Надтока.

Давным-давно, когда я была совсем маленькая, моя прабабушка убирала на чердаке, и я решила ей помочь. Я залезла в старый сундук и нашла какие-то железяки. Я спросила у бабушки:
— Что это?
— Это старые утюги, которые передаются в нашей семье из поколения в поколение. Пусть они даже не очень ценные, но зато это память о наших предках.
— А как же ими пользовались?
— Их нагревали на печи, а потом нагретыми утюгами гладили.
Сейчас, вспоминая эту историю, я понимаю, какие мы счастливые люди потому, что сравнительно с новыми технологиями гладить такими утюгами очень-очень сложно.
Александра Бойченко.

Для моей семьи реликвия – это диплом заслуженного агронома Андрея Дмитриевича Светашова, выданный ему в 1949 году. Он выращивал новые сорта хлопка в Дагестане. После Великой Отечественной войны была очень важна эта отрасль сельского хозяйства.
Также у моего прадеда были награды Великой Отечественной войны.
Я считаю, что это очень важно – иметь реликвию. Это память о наших родных и близких людях, которых мы даже не видели никогда. Эти реликвии дают нам представление о людях, живших за долгие годы до нас.
Дмитрий Светашов.

Я хочу рассказать про японскую саблю времен второй мировой войны. Мой прадед Михаил Футерман воевал на Дальнем Востоке. Войну он закончил в должности политрука полка. После войны прадед вернулся к семье и продолжал служить в Советской Армии.
Он с войны привез один трофей, который добыл в бою с японскими агрессорами. Это сабля японского офицера. Сабля имеет изогнутый вид, и у сабли есть ножны. Мне рассказывает мой дедушка, что в Сталинграде этой саблей дрова рубили. Сталь у сабли очень прочная.
Когда семья Футерман переехала в город Новочеркасск, прадедушка стал командиром части в звании полковника. Прадедушка умер рано, и сабля находилась на хранении у прабабушки. После смерти прабабушки сабля перешла на хранение к моему папе.
Нам эта вещь очень дорога, т.к. это часть истории нашей семьи.
Михаил Футерман.