Сегодня:

20 декабря – день сотрудника органов государственной безопасности Российской Федерации. В этом году они празднуют 90­летний юбилей.

Новочеркасск – один из красивейших городов нашей области — по праву считается второй столицей Дона. Казалось бы, небольшой по территории, он сконцентрировал в себе крупных гигантов тяжелой промышленности и машиностроения, ведущие технические и аграрные высшие учебные заведения, которые готовят не только гражданских, но и военных специалистов, оставаясь при этом одним из исторических центров Юга страны. Не ошибусь, если скажу, что Новочеркасск – город стратегического значения. А значит, руководство области и города особое внимание должно уделять его безопасности. О ней мы и поговорили с начальником отдела УФСБ России по Ростовской области в г. Новочеркасске, полковником Виктором Соколовым.

— Виктор Викторович, ваша служба всегда имела и имеет элемент загадочности, тайны…
— Позвольте не согласиться. Мы совершенно открыты для общественности и всегда идем на контакт с людьми. Другое дело, когда речь идет о таких вещах, которые составляют государственную тайну или относятся к нашим методам оперативной работы.

— Тогда расскажите немного о себе, как вы попали в органы безопасности?
— Родился я в станице Кагальницкой Ростовской области. В школу пошел в Зернограде, а окончил среднюю школу № 7 г. Новочеркасска. Родители работали в правоохранительных структурах, часто переезжали к новым местам службы. После школы учился в Новочеркасском высшем военном командном краснознаменном училище связи. Затем проходил военную службу на различных командных должностях. Моя последняя должность в вооруженных силах — помощник командира бригады по правовой работе. После окончания юридического факультета РГУ в 1997 г. был зачислен в отдел УФСБ России по Ростовской области в г. Новочеркасске.
Спустя пять лет меня назначили заместителем начальника этого же отдела. С 2004 по 2006 гг. я начальник отдела г. Сальске. А с прошлого года и по настоящее время являюсь начальником отдела УФСБ России по Ростовской области в г. Новочеркасске. Воинское звание – полковник, награжден медалями за отличие в воинской службе 1, 2 и 3 степени. Женат, воспитываю двоих детей.

— Виктор Викторович, какие первоочередные задачи стоят перед вами и вашими подчиненными?
— К нашей компетенции относятся оперативно-розыскные мероприятия по борьбе с преступлениями, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению органов ФСБ России — это преступления наносящие ущерб внешней и внутренней безопасности страны, борьба с коррупцией и организованной преступностью. Сотрудники нашего отдела, в том числе совместно с работниками милиции, пресекают деятельность граждан, занимающихся распространением наркотиков, выявляют лиц, незаконно хранящих оружие. Но приоритетной задачей является борьба с терроризмом.
После организации системы антитеррористической защищенности граждан в городе создана и продуктивно действует антитеррористическая комиссия, с которой мы активно взаимодействуем.
Совместно с другими правоохранительными органами, МЧС, муниципальными властями ищем т.н. «слабые места» в системе антитеррористической защиты, проводим регулярные тренировки по отработке действий в случае возникновения ЧП. Но главная наша задача – на дальних подступах, на стадии замысла не дать произойти трагедии. В этой работе используем весь арсенал оперативно-розыскных мер, которые разрешает нам закон.
В процессе этой работы вскрываются и недостатки оградительных мер. Например, выяснилось, что легализоваться чужаку, человеку без документов в нашем городе не так уж и сложно.
В этом году у нас в городе было два судебных процесса — над заместителем начальника отдела паспортно-визовой службы г. Новочеркасска Алексеем Мамоновым и инспектором этого же отдела Ириной Алексейчук. Они обвинялись в превышении должностных полномочий. За время работы к ним обратилось более десяти человек с просьбой обменять их паспорта на новые. Основания были у всех, как у одного – неверно проставленный штамп таможни Украины. Согласно инструкциям, должностные лица обязаны были проверить старые документы на законность первичной выдачи. Чего сделано не было. И граждане получили новые паспорта. Как показало следствие, все обмененные паспорта были фальшивыми. На что осужденные пояснили, что они не знали о подобных обязанностях в своей работе. Новочеркасский городской суд расценил эти объяснения несостоятельными, а их деяние как существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, и приговорил Мамонова к одному году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, а Алексейчук к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания. А ведь подобным каналом могли воспользоваться лица, находящиеся в федеральном розыске, в том числе и участники террористических организаций.
У нас в городе также была попытка захвата заложника, правда, как потом установило следствие, преступление носило бытовой характер.

— Расскажите поподробней.
— Семейный скандал закончился тем, что глава семьи взял в заложники своего сына, закрылся в комнате и угрожал применить огнестрельное оружие и взорвать гранату. На место преступления прибыли представители всех правоохранительных органов. На первоначальном этапе обстановка только ухудшилась. Мужчина стал угрожать открыть стрельбу, а затем застрелить себя и мальчика. Стали выяснять, что могло его подтолкнуть на такой отчаянный шаг. Оказалось, мужчину обманным путем уговорили продать квартиру. Выходило, что семья осталась без «крыши над головой». Нашему сотруднику удалось установить контакт с мужчиной. Он вошел к нему в комнату, где находился и ребенок. В процессе беседы контрразведчику удалось незаметно открыть дверь. В считанные секунды горе-отец оказался в руках сотрудников спецподразделения.
Кроме того, нашим сотрудникам неоднократно доводилось сталкиваться и с такой проблемой как телефонный терроризм. Так, например, на вахту общежития одного из колледжей города поступил звонок о заминировании здания. Вахтер сообщил об этом по 02. Стоит говорить, что к подобным звонкам мы относимся крайне серьезно? Были по тревоге подняты сотрудники отдела ФСБ, милиции, МЧС, скорой помощи. На месте произвели эвакуацию жильцов, обследовали каждый уголок, но взрывное устройство не обнаружили. Проведя оперативные мероприятия, мы установили «шутника». Им оказался учащийся этого же колледжа Вадим Овсянников. Молодой человек в тот вечер отдыхал с друзьями, выпивал. Он решил развлечься подобным образом. В итоге восемнадцатилетний юноша оказался на скамье подсудимых. Суд признал Вадима виновным и приговорил его к одному году колонии-поселения, и постановил возместить затраты соответствующих органов по ложному выезду.
Стоит отметить, что подобные преступления не редкость. Чаще всего звонившие оказываются нерадивыми учащимися, неуравновешенными людьми. Но у нас есть достаточно богатый арсенал средств, чтобы быстро и точно выявить т.н. телефонных террористов. А суды все строже относятся к подобным преступлениям и выносят приговоры с реальными сроками наказания.
В итоге совместными усилиями удалось до минимума снизить процент подобных звонков. Ведь и последствия таких шуток могут быть трагичны. В городе был уже пример, когда в одном из отдаленных районов людям требовалась помощь экстренных служб, а они были задействованы на отработке информации о заминировании, которая также оказалась ложной.

— Виктор Викторович, в городе работают несколько промышленных предприятий общероссийского значения. Какие меры применяются по их защите?
— Мы активно взаимодействуем с руководством этих предприятий по обеспечению их антитеррористической безопасности, а также защите сведений, составляющих государственную тайну. Вместе с тем, в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности сталкиваемся с нарушением закона и самими сотрудниками предприятий. Так, к нам поступила оперативная информация, что начальник телефонной станции одного из новочеркасских заводов ведет прослушивание телефонных разговоров глав отделов и руководства предприятия. При проверке информация подтвердилась. Более того, выяснилось, что указание ему на это дал и снабдил соответствующей техникой начальник службы безопасности предприятия. Против них было возбужденно уголовное дело по статье 138 Уголовного Кодекса, которая расценивает это как нарушение тайны телефонных переговоров с использованием служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
С одной стороны, контроль телефонных разговоров сотрудников — способ предотвратить утечку коммерческой информации, но с другой – это уголовное преступление против конституционных прав личности. Уголовное дело вели следователи прокуратуры. В ходе судебного процесса, правонарушители были признаны виновными и приговорены к выплате в пользу государства штрафа в крупном размере, а один из них — к одному году лишения свободы, правда, с отсрочкой исполнения приговора.

— Виктор Викторович, приближается ваш профессиональный праздник, что бы вы пожелали вашим коллегам?
— В свой профессиональный праздник мы не забудем про своих ветеранов, пригласим их к себе в отдел. Ведь немаловажную роль в нашей работе играет преемственность поколений, сохранение традиций. Кстати, вместе с коллегами из областного управления мы создаем небольшой музей истории нашего отдела.
Действующим же сотрудникам хотелось бы пожелать, прежде всего, мирного неба, здоровья, благополучия в семье, а их близким терпения, ведь они не так часто, как, может быть, хотелось, видят своих отцов, мужей или братьев.

Фото Николая Склярова
row['name']