Сегодня: 30 апреля 3922, Воскресенье

Наша читательница Татьяна Г. получила по почте интересное предложение: выписать дочке карточки «В мире дикой природы». Выписала, получила первый комплект. Карточки понравились, получила второй… Дочка собрала уже целую папку ярких, цветных и очень познавательных карточек, как они перестали приходить. Зато вместо них начали приходить очень странные письма! Татьяне писали, что она задолжала «Интернейшн Мастерс Паблишерс» — отправителю «дикой природы» — некую сумму, и требовали оплаты. При том карточки обычно приходили обычным письмом – их просто бросали в почтовый ящик, не требуя расписок, как в случае с заказным письмом.
Татьяна возмутилась: «Я их не получала!» Как всякий честный человек, она хотела оправдываться, доказывать, хорошо хоть не платить за неполученный товар: лишних денег в семье не было.
И тогда ей прислали письмо. В фирменном конверте с нерусскими буквами: «CREDITexpress». А в нем таилась угроза: «Доверитель поручил нашей компании осуществить взыскание, касающееся Вашей финансовой задолженности. В связи с этим вы зарегистрированы в нашей базе данных. … в случае неоплаты долгового обязательства в утвержденные сроки, сумма задолженности будет взыскиваться в судебном или административном порядке, и все последующие расходы будут возмещаться Вами». На грозной бумаге стояла печать и полная экзотики подпись «Лоранд Моноки, исполнительный директор».
В пору застрелиться, заплатить или грамотно защитить права от очередных аферистов! Как? Попробуем разобраться.
Сначала стоит понять, что же это за господин Моноки, готовый вышибать даже мизерные суммы – у Татьяны Г. «долг» составляет 807 рублей 00 копеек. Поисками уважаемого Лоранда занялись не только мы – слишком многие оказались получателями «писем счастья» на тему «Денег дай!» Аналогичную историю рассказал Евгений Красилов (Finam.ru). Она случилась с его коллегой: юридическая группа «Кредитэкспресс» в письменном виде уведомила его, что от имени ОАО «Вымпелком» (Билайн), поручившего им осуществить взыскание, касающееся финансовой задолженности, зарегистрировала «неплательщика» в некой «базе данных». То есть, иными словами, человек оказался «под колпаком» у «вышибал».
Вопросы вызвала уже сама форма письма. На что надеялись сотрудники «Кредитэкспресса», когда отправляли своим «клиентам» даже не заказные письма, а совершенно обычные, которые и ходят-то у нас неделями, а уже, тем более, могут просто потеряться?
Решено было поинтересоваться, что за «зверь» этот «Кредитэкспресс». Выяснилось, что компания эта является «членом Группы, обеспечивающей услуги по Долговому Менеджменту, а также по Покупке долговых обязательств по всем регионам». Более того, коллекторское агентство «Кредитэкспресс» — член Ассоциации региональных банков «Россия», «дочка» компании, базирующейся в Амстердаме.
После этого получатель письма позвонил по указанному телефону в эту компанию для того, чтобы выяснить, откуда взялась конкретная сумма долга. Девушка на другом конце провода уверенно заявила, что «по поводу детализации счета: когда, что и где, — это надо подъехать в центральный офис Билайн». И правильно сделала! По Федеральному закону «О связи» (ст. 63 «Тайна связи», п. 4) — сведения о передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, а также сами эти сообщения могут выдаваться только отправителям и получателям.
Итак, теперь стало известно, что компания работает по агентской схеме: никакую базу должников у Билайна они не выкупали, а работают за процент от вытребованных денег. Это соображение подтвердили и юристы. Долг передать Билайн не мог, поскольку, согласно отечественному законодательству, «кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования». Оказалось, сведений таких у «Кредитэкспресса» нет. А отсюда вытекает следующее: «Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу».
О не вполне законном «выбивании» долгов из своих клиентов операторами сотовой связи уже не раз говорилось на различных интернет-форумах. Ничего не подозревавшим о своих «долгах» гражданам грозили не судом, а передачей информации в Бюро кредитных историй, что давало некоторым из них повод обвинить компанию в вымогательстве – «требовании передачи чужого имущества или права на имущество или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего».
К чему мы, таким образом, пришли? Платить по содержащейся в письме квитанции ни в коем случае нельзя, пишет Евгений Красилов. Во-первых, так и осталось неизвестным, действительно ли передавал Билайн права по взысканию долга компании «Кредитэкспресс» и было ли это совершено на надлежащей юридической основе. Во-вторых, непонятно, исключит ли вас Билайн из базы должников после того, как вы все-таки оплатите предъявленный вам счет. И почему указанные на предъявленной квитанции реквизиты получателя принадлежат не Билайну, а «Кредитэкспрессу»?
Такие истории происходят не только с клиентами сотовой связи, но и с получателями, как мы уже знаем, разных карточек «Интернейшн Мастерс Паблишерс», «Ридерз Дайджест» и разной прочей продукции, время от времени забивающей наши почтовые ящики. Мы, вроде, ничего не выписывали, а на наш адрес приходит. Ничего не получали – а с нас денег требуют. Дело Остапа Бендера живет и процветает!
Ну что же все-таки делать, чтобы спать спокойно? Ведь особенно волнуются законопослушные пенсионеры, привыкшие коммунальные платежи делать в срок, пугающие до смерти налоговых уведомлений. А когда им обещают, что поведут в суд – тут уж недалеко до инфарктов с инсультами.
Совет один: НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ И … СПАТЬ СПОКОЙНО!
Сначала просто улыбнитесь, разглядев внимательно конверт «от Лоранда Моноки»: письмо послано с Казанского вокзала (г. Москва), а обратный адрес – абонентский ящик (наверное, чтобы никто просто так пешком не зашел, набить морду…)
Что же касается ваших действий, то советуем вам следующее:
1. Посмотрите на дату приписываемого вам долга. Если он сложился 3 года назад и более, можете даже не вспоминать: а был ли он? По Гражданскому кодексу РФ срок исковой давности – 3 года, а то, что «набежало» раньше, суд с вас уже не взыщет – поезд ушел.
2. Если долг более «свежий», но вы точно знаете, что ничего не получали и ни в каких уведомлениях о вручении не расписывались, расслабьтесь и сделайте ручкой господину Моноки – пусть отдыхает. А в «Ридерз Дайджест» (Билайн и т.п.) отправьте претензию с требованием немедленно признать отсутствие задолженности, принести вам письменные извинения и выплатить сумму морального вреда.
3. Если долг «свежий», но вы ничего про него не помните (может, было… или не было?), пошлите письмо (заказное с уведомлением) в службу выбивания долгов («Кредитэкспресс» и прочие) о том, что с задолженностью вы не согласны и до тех пор, пока вопрос ее урегулирования не решится, ничего выплачивать не будете. Заодно потребуйте агентский договор: какие у вышибал полномочия и кто их дал?
4. Не нервничайте!
5. Все последующие письма с Казанского вокзала с обратным адресом «абонентский ящик» смело бросайте в костер.
Если у кого-то будут к вам действительно юридически обоснованные претензии, вы получите по почте копию предъявленного вам судебного иска. В нем должно быть юридическое обоснование с доказательствами, в т.ч. копия договора или иной бумаги, где вы поставили свою подпись под обязательством оплаты, а кроме того, бумаги, подтверждающие, что вы товар или услуги получили, а они не просто направлены «на деревню дедушке». Если до этого дойдет (вероятность – 0,0000000000000001%!), рассмотрев предъявленные вам документальные претензии, вы примете решение либо погасить долги в досудебном порядке, либо идти в суд, либо – к прокурору, чтобы раскрутить дело о мошенничестве.
6. Поделитесь впечатлениями и информацией, соответственно, с друзьями и знакомыми. Убедите их не платить! Потому как копейки, высланные Лоранду-Остапу-Ибрагимычу испуганными пенсионерами, складываются в длинные рубли, на которых держится очередной лохотрон. Подорвем его финансовое благополучие!