Сегодня: 20 апреля 1183, Среда

Мы уже не раз рассказывали о проекте «Вместе планируем перемены», реализуемом общественной организацией Союз «Женщины Дона». Его участники – учителя из Ростовской области и Чеченской республики. Первый семинар (весной этого года) был для них реабилитационный: педагоги с помощью новочеркасских психологов боролись с профессиональным выгоранием, работали с психологической травмой. Второй семинар – обучающий – прошел в нашем городе летом. На нем учителя получали знания и навыки добровольных помощников психологов.

Вместе планируем перемены

«АКТИВНОСТЬ — НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ»
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Почему-то вспоминается именно эта песня, хотя петь сейчас не время – время работать. Точнее – учиться, учиться и учиться. За партами – учителя, а у доски – преподаватели Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО). Начинается второй из семинаров проекта «Вместе планируем перемены» — образовательный. «По-научному» он зовется так: курсы повышения квалификации «Современные социолого-психологические технологии в образовании».
И все-таки здорово, что все собрались снова! Ведь на прошлом семинаре успели завести новых друзей, и дружба вышла не только русско-чеченская.
— Вы знаете, как мы подружились между собой! – рассказывают учительницы из Чеченской республики. Приехали домой и стали встречаться семьями! А раньше даже не знали друг друга – живем в разных селах.
При этом чеченка Зарема Эльжаева держит в своих руках руки русской Ани Саенко. И не понять: кто кому передает тепло?..
И русские, донские учителя подружились. И, не мешая лектору, тихонько шепотом жалеют, что кто-то не смог приехать в этот раз или попал в другую группу.
Но те, кто приехали – извольте совершенствоваться: так запланировано. А основа совершенствования педагогического мастерства – профессиональный и личностный рост педагога.
Старший преподаватель кафедры психологии Ростовского ИПКиПРО Г.В. Мишенина предлагает заняться самоанализом.
— Здесь есть две методики, — говорит Галина Владимировна, — ранжирование своих ценностей и выявление стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
Учителям розданы карточки с этими самыми ценностями – целями человека: «Активная деятельная жизнь», «Интересная работа», «Общественное признание», «Творчество», «Счастье других», «Любовь», «Здоровье»… Их нужно выстроить с точки зрения важности в жизни каждого. В зале наступает тишина. Учителя сосредоточенно «копаются в себе», раскладывают карточки, как пасьянс, иногда призывая на помощь лектора.
Но вот с первым заданием справились.
— Активность на первом плане, — вздыхает Зарема, — личное – в конце.
Ее коллеги кивают головами: похоже, что такая расстановка сил у многих.
Г.В. Мишенина раздает новую партию карточек. Теперь учителя расставляют по степени важности личные качества – средства достижения целей: «Ответственность», «Широта взглядов», «Образованность», «Рационализм», «Воспитанность»…
И снова – вздохи. У многих ответственность, исполнительность, твердая воля намного обгоняют честность, чуткость, терпимость. Хорошо это или плохо? Каждый решает сам.
С ценностями разобрались, теперь выявляем стратегии. Как я, учитель, поведу себя в сложной ситуации, какой путь выберу? Участники семинара отвечают на вопросы, считают баллы, рисуют графики. То, что у них получилось, объясняет преподаватель ИПКиПРО…

Так проходило только одно занятие из многих. Пять дней преподаватели Ростовского ИПКиПРО читали учителям лекции. Речь шла о правовом обеспечении основных направлений деятельности социально-психологической службы в образовании, о современных социально-педагогических и психолого-педагогических технологиях. Школьным педагогам, психологам рассказывали о посттравматических стрессовых нарушениях и психосоциальной помощи детям – жертвам насилия. После обеда теорию сменяла практика – занятия вели психологи новочеркасской общественной организации «Анима» (Центр эстетического воспитания) Н.К. Беликова и Г.В. Кондрат. Я побывала на занятиях обеих групп участников семинара, но разделять их не буду, ведь все делали одно большое общее дело.

СЛЕПЫЕ, ГЛУХИЕ, ХРОМЫЕ…
Наталья Беликова и Галина Кондрат – уже старые друзья участников семинара. И, конечно же, им интересно (и по долгу службы необходимо) узнать, что происходило с учителями за время с прошлого семинара, изменилось ли мироощущение, пришли ли новые мысли и чувства.

Марина Газакбиева:
— Что я испытываю? Уверенность в своих силах, желание делать добро. Стала больше ощущать чужую боль и стараюсь помочь. Научилась отдыхать. Укрепились отношения в семье.
Наталья Крайнева:
— Мы приехали незнакомыми, а уезжали родственниками. Я стала более уравновешенная, уверенная в себе, стала легче выходить из конфликтов.
Татьяна Тютюнникова:
— Я испытываю эмоциональный подъем, желание изменить себя и вокруг себя мир. Готова из любой ситуации находить выход. Я стала больше себе разрешать, больше себя жалеть, прислушиваться к себе. Разочарование во многих людях осталось, где-то даже усилилось, но появилась терпимость.
Нажемуди Идалов:
— Появилась уверенность в себе, умение выйти из ситуации, коммуникабельность, толерантность. Проявились организаторские и лидерские способности. Прекратилось самобичевание.

Вот такие – изменившиеся, уверенные в себе, понимающие других – по воле психологов они стали … слепыми, глухими, хромыми. «Ничего не вижу, ничего не слышу…», но когда закончится игра – все расскажу!
Учителя делятся на тройки. В каждой распределяют роли: один слепой, другой глухонемой, третий – хромой. Первый не должен подглядывать, второй говорить и слышать, третий может передвигаться только на одной ноге или с чужой помощью. Тройки перемешали, перепутали: слепым еще нужно узнать «своих».
… Слепой хочет пить, но объяснить это может только знаками, потому что готовый ему помочь человек – не слышит. Этот неслышащий не может сам дать слепому воды и должен идти за хромым и тому объяснить знаками, что слепой умирает от жажды. Задачка! Каждый решает ее по-разному. Одни ведут слепого к хромому, другие хромого к слепому. Кто-то протянул вперед руки, кто-то сам скачет на одной ноге! Упала, разлилась вода, «инвалиды» запутались в стульях…
Но вот вода вытерта, стулья составлены в круг. «Игроки» делятся впечатлениями.
Марина Газакбиева:
— Быть слепым – ужасно! Будто никого не было рядом. Я подавала знаки о помощи и не видела, не знала, что меня увидят и поймут. Но меня поняли! Я ощутила прикосновение рук, испытала радость, что не одна. Меня вела Салият, и я испытывала к ней такое доверие, что даже не хотелось открывать глаза.
Салият Нурлубаева:
— Я ее гладила, чтобы ей легче было, пока мы дошли до воды.
Инна Небикова:
— Я боялась, что не пойму, что слепым надо. Испытала огромное облегчение, когда поняла и смогла помочь!
Наташа Притула очень нежно вела свою тезку Наташу Митрофанову. «Хромая» Светлана Пономарева была готова помочь, но:
— Наташа взяла все на себя, все очень хорошо организовала!
Светлане не пришлось сходить с места, а только налить «слепому» воды.
А вот Тане Тютюнниковой досталась проблема:
— Нажемуди не смог объяснить, чего он хочет. Желания пить не проявил, и я подумала, что он смертельно устал и хочет спать.
Впрочем, и этого «слепого» не бросили: довели до «водопоя». Спать, правда, не дали: семинар шел по программе.
С помощью участников Наталья Беликова формулирует цели проведенной игры:
— Попытаться понять других – иных, не таких, как мы.
— Помочь.
— Найти выход из ситуации.
— Научиться доверять.
— На другого надейся, но и сам старайся объяснить, в какой помощи ты нуждаешься!
Галина Кондрат объясняет расстановку сил:
— «Слепой» — это тот, кто хочет помощи. «Хромой» — узкий специалист, к которому нужно привести человека, чтобы эту помощь оказать. «Глухонемой» — посредник между ними. Сейчас каждый должен задать себе вопрос: «Что было целесообразно? Где я нарушил рамки своей компетентности? Что вас увело от круга обязанностей?»
— Я решила сама поскакать…, — признается Шамисат Хажмухамбетова.
— Это было упражнение на определение границ своей компетентности, — подводит итог Галина Кондрат. – Вы – учителя – посредники: можете привести клиента (ученика или его родителей) к узкому специалисту, например, к психологу. Отправная точка вашей деятельности – посредничество.
От игры учителя переходят к серьезной теории. И упорно трудятся над заданием: создать социальную сеть клиентской группы. И вот на белом листе появляются первые записи:
«Малый круг: родители, родственники, соседи… Муниципальный и районный уровень: отдел образования, реабилитационные центры, психологические службы, ИДН… Региональный уровень: министерства, ведомства, департаменты… Федеральный уровень…»
Галина Кондрат рассказывает о четырех видах поддержки тех, кто в этом нуждается: материальная, практическая, информационная, эмоциональная…

ЧЕЛОВЕК С ДЛИННЫМ ГОРЛОМ
Новый день – и новая лекция, прочитанная преподавателем Ростовского ИПКиПРО. А после обеда – снова к психологам в ЦЭВ.
Сегодня разговор идет о толерантности. «Толерантность – это…», «Когда говорят о толерантных отношениях, я…», «Толерантный человек всегда…», «Чтобы развить толерантность, надо…»…
Учителя работают в группах. Итоги обсуждения выносят на круг.
— Толерантность – это умение слушать и слышать другого. Понимать и принимать другого таким, каков он есть.
— Стать толерантным – это не выпить чашечку кофе, им сразу не становятся. Нужно учиться быть толерантным, а начинать это с культуры семьи, общественной культуры.
— Толерантный человек никогда не будет добиваться подтверждения своих взглядов психологическим давлением, физической силой.
— С самого маленького возраста детям нужно объяснять, как многообразен мир.
— Нужно работать над нравственным совершенствованием, осознать, что каждый человек – часть общества. Жить так: себе проблему не создаешь — и другим проблем нет.
Ага! Говорить это все, конечно, хорошо, но толерантны ли мы сами – учителя? На проверку – упражнение «Упрямая сороконожка».
Два плотных круга, в котором все держатся за руки, стоя спиной к центру. Каждый намечает в комнате точку, куда хотел бы попасть. Раз-два-три – и все пошли! Рук не разжимать!
Первый круг на удивление согласовано всей толпой начинает ходить по «любимым» точкам. Другой долго стоит на месте, дергаясь в разные стороны. Но вот и он куда-то пошел…
Впечатлений – масса:
Наталья Притула:
— Чтобы попасть в свою точку, пришлось приложить немало усилий.
Нажемуди Идалов:
— Я первый дошел до своей точки. Они потянулись за мной.
(Члены его круга: «А мы и не сопротивлялись!»).
Мадинат Адамова:
— Я сначала упрямилась, я не понимала, что с другими нужно соглашаться, чтобы куда-то дойти.
Займан Хадашева:
— В этом была изюминка: насколько я могу уступить тому, кто меня тащит?
Шамисат Хажмухамбетова:
— Хотелось быстро закончить, и чтобы все были довольны.
Елена Байгельдиева:
— У меня было чувство восторга: «Я первая дошла, постояла там. А теперь я пойду со всеми вами».
Как говорится, без комментариев. Такой маленький урок толерантности. А вот об интолерантности как явлении будем говорить подробнее.
— Мой 5-й класс, — рассказывает Галина Шпак, — показывал на глобусе зоны интолерантности, связанные с военными конфликтами.
Впрочем, это не обязательно война и оружие.
Формы проявления интолерантности учителя называют сами:
— Нацизм.
— Расизм.
— Шовинизм.
— Агрессивность.
— Бюрократия.
— Враждебность.
— Жестокость.
— Чувство превосходства над другим.
— Унижение.
— Издевательство.
— Зависть.
— Вандализм.
— Неуважение.
— Высокомерие.
— Дедовщина.
— «Белая ворона».
— …
Список можно продолжать и продолжать. И ясно, что все это плохо. Или очень плохо. Толерантность – вот что хорошо. Но где предел толерантности? Там, где она переходит во всепрощение. А это уже обратная сторона медали! Так что лучше — всего в меру.
(Окончание следует)