Сегодня:

Учить и воспитывать – таково главное предназначение учителя. Выделить что­то первостепенное из этой пары невозможно ­ одно неразрывно связано с другим. С первого дня, сидя за школьной партой, вместе с правилами чистописания и сложения мы познаем что­то гораздо более важное. Правила жизни и поведения, уважения и порядочности, взаимовыручки и поддержки познаем неосознанно – в игре, разговоре с любимым учителем. Стать другом ребенку способен не каждый педагог. Для этого надо знать и уметь очень много, быть терпимым и любознательным, искренним и справедливым. И еще немного ребенком. Сохранив частицу детства в себе, учитель всегда найдет путь к сердцу каждого своего ученика.
«Учитель — это не профессия, а особый склад характера, — считает Валентина Котельникова директор школы №19, — нужно любить детей по-настоящему, видеть в каждом личность. Научить читать и считать – это лишь полдела. Гораздо важнее суметь воспитать полноценную личность, доброго, целеустремленного человека. Конечно, это должно происходить в союзе с родителями. Сегодня многие дети в школе с учителями проводят гораздо больше времени, чем с мамой и папой. Поэтому задача учителя гораздо более широкая, чем может казаться на первый взгляд».
— Но выполнение достижение таких целей требует и больших затрат – работа учителя не ограничена просто уроками.
— Конечно. Есть еще классное руководство – работа с классом, организация праздников и путешествий, поездок в другие города. Сама подготовка к урокам тоже требует много времени – все должно соответствовать определенным стандартам и задачам.
— С трудом представляю, чтобы рабочий на заводе задерживался после смены на несколько часов или работал в выходные бесплатно…
— В школе не действует система, где за каждый дополнительный шаг сотрудники требуют деньги, у нас нет такого понятия «переработал». Так сложилось, что учитель работает больше положенных часов. Поэтому в профессии не задерживаются случайные люди. Остаются те, кто пришел в школу по призванию, или, если хотите, по зову сердца.
— Как пришли и Вы?
— Наверное. И мама, и папа у меня были педагогами. Поэтому настрого запретили мне идти по их стопам. Один год я проучилась в техническом университете. Но после первой же ознакомительной практики на предприятии учебу бросила. Пришла работать в школу тогда еще вожатой. Поступила в Ростовский педагогический институт. От себя, как говорится, не уйдешь.
— Ваше представление о профессии в первые годы работы и сейчас сильно изменилось?
— Нет, ведь задачи, которые стоят перед каждым педагогом всегда были одни. Изменились дети. Стали более раскрепощенными в общении, заинтересованными в учебе. Они приходят в школу и уже знают, для чего будут учиться, чего хотят достичь в жизни. А о своем выборе я не пожалела ни разу. В другой профессии я себя не вижу.
— Но вам удается совмещать две очень ответственные должности – быть директором школы и депутатом Городской Думы.
— Все это — благодаря моему коллективу. Работа в школе настолько отлажена, что, уходя на заседания или встречи с избирателями, я уверена, что все будет в порядке, благодаря работе учителей и завучей.
— В этом году 19-я школа стала победителем конкурса на лучшее учебное заведение, внедряющее инновационные технологии обучения и получила грант – один миллион рублей. Что повлияло на выбор жюри?
— Мы стараемся идти в ногу со временем, в том числе и в области образования. Наша школа одна из первых – с 1992 года ввела профильное обучение. Дважды становилась экспериментальной площадкой для апробации новой структуры и содержания образования на областном и федеральном уровнях. Коллектив учителей школы очень работоспособный и профессиональный. Семи педагогам присвоено звание «Почетный работник общего образования», девять награждены грамотами Министерства образования РФ. Четыре учителя – стали победителями в конкурсе и получили грант в размере сто тысяч рублей. Это Галина Николаевна Сеньковская, Лариса Геннадьевна Тимченко, Галина Павловна Колотий и Надежда Александровна Лозовая.
— Полученный миллион уже потратили?
— К началу учебного года приобрели три интерактивные доски и все необходимое программное обеспечение в кабинеты русского языка, химии и биологии. Решили проблему с аппаратурой для проведения праздников – купили передвижной актовый зал. И оплатили курсы для учителей, где их обучат методике работы с новым мультимедийным оборудованием.
— Накануне профессионального праздника не могу не задать вопрос – какой подарок Вы хотели бы получить?
— И я, и весь коллектив мечтаем о спортивном зале. Увы, но его в нашей школе нет. Мэр города пошел навстречу, и, возможно, в скором времени мы будем проводить уроки физкультуры не в арендованном, а в своем помещении.
— Что вы пожелаете своим коллегам?
— Веры, надежды и любви. Веры в свое высокое предназначение, надежды на достойную оплату труда и, конечно, любви своих учеников.
row['name']