Сегодня:

Вопрос не нов: имениннику подарили фотоаппарат (плеер, сотовый телефон…), а он взял и сломался. При этом в коробочке с подарком лежит все — чек, гарантийный талон. Но покупал-то его другой человек?! Может ли «одаренный браком» воспользоваться правами потребителя? Другими словами: потребитель ли он?
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Однако потребитель вправе предъявить к изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним, требования о:
— Безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
— вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
На основании пункта 2 статьи 14 указанного закона право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Достаточно того, чтобы гражданин непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Например, фирма приобретает своим сотрудникам туристические путевки. В этом случае сотрудники фирмы, пользующиеся услугой, находятся под защитой Закона «О защите прав потребителей», хотя непосредственно покупателем услуги они не были. Так же охраняются права лиц, которым товар или услуга были подарены.
Иногда бывает, что продавец руками и ногами отбивается от получившего подарок лица. На такого предпринимателя или фирму есть суд. Но прежде чем рассказать о том, как такие дела рассматриваются в судах, давайте уточним, кого закон считает потребителем — с точки зрения того, для каких целей человек приобрел тот или иной товар.
В соответствии с «Законом о защите прав потребителей», потребитель — гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Обратите внимание на последнюю фразу! Если вы купили, например, компьютер и делаете на нем баланс как индивидуальный предприниматель, на защиту потребительского закона не рассчитывайте.
Существенно, что потребителем признается как гражданин, который уже приобрел товар (работу или услугу) и использует ее, так и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что, обратившись к продавцу с просьбой показать вам товар и рассказать о его свойствах, вы уже являетесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение закона.
А теперь — о суде. В Новочеркасской практике аналогичный случай нам не попался (это не значит, что его не было — возможно, мы просто об этом не знаем). Поэтому рассказываем о Тольятти.
В отдел по защите прав потребителей Центрального района обратился сотрудник одной из коммерческих фирм Тольятти с жалобой на весьма известный в городе магазин компьютерной техники. Дело в том, что руководство организации, в которой трудился молодой человек, за успешную работу подарило ему ноутбук. Документы о дарении были заверены нотариусом, а потому согласно российскому законодательству мужчина становился полноправным обладателем портативного компьютера. Однако воспользоваться подарком он так и не смог: техника оказалась неисправной.
Расстроенный тольяттинец отправился в магазин, дабы заменить бракованный товар или получить за него деньги. Но руководство компьютерной фирмы ему отказало, сославшись на то, что он не являлся непосредственным покупателем ноутбука. Тогда мужчина решил защитить свои права цивилизованным путем и написал заявление в отдел по защите прав потребителей.
Чтобы восстановить справедливость, потерпевшему пришлось пройти через два суда. Районный суд признал его правоту, но фирма, продавшая бракованный ноутбук, направила кассационную жалобу в Самарский областной суд. Но и там нам удалось создать судебный прецедент, которого до сих пор не было в Самарской области. Юристы отдела по защите прав потребителей Центрального дважды смогли доказать, что человек, которому был подарен бракованный ноутбук со всеми прилагающимися документами и дарственной, является непосредственным потребителем фирмы-ответчика.
Сейчас решение Самарского областного суда уже вступило в силу, а потому компьютерному магазину все-таки придется заменить нерабочий ноутбук.