Сегодня:

В минувшую среду в Музее истории донского казачества состоялся финал городского общешкольного конкурса исследовательских работ «Ростовской области 70 лет. События, факты, люди».
ри победителя, восемь финалистов, более двадцати пяти докладов, сотни часов кропотливой исследовательской работы – примерно так выглядят итоги «юбилейного» конкурса, проведенного Управлением образования и Музеем истории донского казачества. Впрочем, скупые цифры вряд ли способны передать размах мероприятия или степень творческого горения его участников и организаторов. «Новочеркасские школьники постоянно ведут краеведческую работу, и результаты этого труда ежегодно выдвигаются на городской конкурс, – рассказывает ведущий специалист Управления образования Элеонора Семирекова. – Междушкольная историческая конференция обычно проходит в ноябре, однако в этом году Музей истории донского казачества обратился к нам с просьбой организовать совместный проект, посвященный семидесятилетию Ростовской области. Мы с радостью согласились: хотя школьники регулярно посещают МИДК и интересуются новыми выставками, такого крупного мероприятия по обмену исследовательским опытом и анализу исторических фактов в музее еще не бывало».
Из более чем двадцати пяти работ, представленных на суд жюри, в финал вышли только восемь. Каждый доклад оценивался по четырем основным критериям – историзму, достоверности, новизне и полноте исследования; предпочтение отдавалось исследованиям, авторам которых удалось раскопать новые или воскресить давно забытые факты. Естественно, учитывалась и убедительность финального выступления: достойно представить свою работу перед большой аудиторией смогли далеко не все. Что до выбранных тем, то финалисты конкурса раскрыли историю родного края во всей ее полноте: тут тебе и возникновение казачества, и биографии знаменитых земляков, и собственная родословная.
Программа конкурсных докладов заняла около полутора часов и вызвала живейший интерес у многочисленной аудитории – одноклассников, друзей, учителей конкурсантов. После недолгого совещания свой вердикт вынесли судьи. Третье и второе места достались ученицам школы № 19 девятикласснице Анастасии Кондратюк с докладом «Анатолий Калинин и Новочеркасск» и десятикласснице Анастасии Сахаровой, посвятившей свою работу истории родной школы. Главный приз жюри единодушно присудило Денису Шаламанову, десятикласснику школы № 5, рассказавшему об участии группы шестнадцатилетних дончан в разминировании территории Аксайского района и окрестностей Новочеркасска в 1944-1945 годах. И это вполне естественно: юный исследователь не только нашел и раскрыл необычную и увлекательную тему, но и пригласил на финал конкурса своего героя – ветерана ВОВ, бывшего руководителя мальчишечьей команды по разминированию, Петра Плахотникова.
Как признается сам победитель, тема работы родилась совершенно случайно. Читая газету «Крестьянин», Денис наткнулся на статью о юных героях и решил разыскать участников событий, описанных в журналистском материале. Задача оказалась не из простых – опрошенные старожилы и ветераны с легкостью вспоминали о случаях, когда мальчишки подрывались на минах, но наотрез отказывались верить в существование подростков-минеров. И тут в краеведческом отделе библиотеки появилась книга «Потомки коммунаров», а в ней – очерк Петра Плахотникова «Мастера прокопного дела». Юный исследователь встретился с ветераном, и работа закипела. «На подготовку доклада ушло около пяти месяцев, – рассказывает Д. Шаламанов. – Мы с Петром Семеновичем ездили по местам работы шестнадцатилетних минеров (недалеко от ст. Грушевской нам даже удалось отыскать противопехотную мину!), запрашивали документы из Центра документации новейшей истории Ростовской области… Победа в конкурсе очень обрадовала и удивила – сильных противников и достойных работ было так много, что на первое место я как-то не рассчитывал».
Вопреки расхожей поговорке «Первый блин комом», организаторы уверены: первый общешкольный конкурс удался на славу. «Конечно, мы довольны результатами, – улыбается Елена Ткачук, заведующая отделом по связям с общественностью Музея истории донского казачества. – Главной целью мероприятия было привлечение внимания молодежи к истории родного края, и цель эта, безусловно, достигнута. Зрители проявили к конкурсу неподдельный интерес, доклады победителей были действительно сильными и познавательными, работа победителя – и вовсе ошеломляющей… Словом, опыт оказался удачным, и мы рассчитываем повторить его в декабре. Школьные исторические конференции – такие, как «События. Факты. Люди», – будят в школьниках интерес к нашим корням. А это самое главное».

Фото Николая Склярова
row['name']