Сегодня:

Проблемная дискуссия «Это нужно не мертвым, это нужно живым» состоялась 18 января в Центре эстетического воспитания детей и подростков г. Новочеркасска. Ее организовала Региональная общественная организация Союз «Женщины Дона». Финансирование проекта, в рамках которого проблемная дискуссия была проведена, осуществляло Агентство США по международному развитию через Южный региональный ресурсный центр.
В работе приняли участие около ста человек, в том числе представители государственной власти и местного самоуправления, лидеры общественных организаций и активисты местного сообщества города, представители религиозных организаций, казачества, образовательных учреждений, правоохранительных органов. Дискуссию освещали средства массовой информации.
В ходе двухчасовых дебатов были высказаны разные, порой диаметрально противоположные точки зрения. Тем не менее, участники дискуссии выработали и приняли ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ.
Обозначив факторы, способствующие появлению вандализма как явления, как-то: нравственную и социальную деградацию общества, утрату моральных ориентиров, неудовлетворительное состояние мест захоронения и отсутствие охраны кладбищ; не преодоленные последствия политики «расказачивания», практики «государственного вандализма» в отношении казачьих захоронений, памятников истории, культуры и т.д.; криминальную деятельность по сбору лома черных и цветных металлов; отсутствие в федеральном, региональном и местном законодательстве норм, регулирующих порядок содержания, восстановления, благоустройства кладбищ и др., участники дискуссии предложили меры по решению обсуждаемых проблем.
Основные направления этой деятельности таковы:
1. Формирование в местном сообществе нетерпимого отношения к проявлениям вандализма, кощунственного отношения к святыням.
2. Создание правового, организационно-хозяйственного, информационного механизма, исключающего возможность проявлений вандализма, обеспечивающего благоустройство и охрану кладбищ на территории города Новочеркасска.
3. Придание старому городскому кладбищу особого статуса: исторического памятника, охранной зоны и т.п.
4. Совершенствование законодательства о погребении и похоронном деле.
Среди конкретных намеченных мер, в частности, названы:
— включение в школьные планы воспитательной и внеклассной работы мероприятий по формированию у подростков уважительного отношения к местам захоронения, памятникам истории, культуры и т.д.;
— организация поисковых работ и перезахоронение военнослужащих, погибших при обороне и освобождении г. Новочеркасска в годы Великой Отечественной войны;
— разработка муниципальной целевой программы по профилактике вандализма, по восстановлению, благоустройству и содержанию кладбищ на территории города Новочеркасска;
— придание старому городскому кладбищу особого статуса: исторического памятника, охранной зоны и т.п.
— разработка муниципальной целевой программы «Казачий некрополь» для восстановления старой части городского кладбища в качестве объекта культурного наследия;
— подготовка поправок к закону «О погребении и похоронном деле», учитывающих необходимость финансирования содержания и благоустройства кладбищ.
Итоговый документ, принятый участниками проблемной дискуссии, будет направлен: в Администрацию Ростовской области, органы местного самоуправления г. Новочеркасска, всем заинтересованным лицам.
Встреча, организованная общественной организацией «Женщины Дона», посвященная состоянию городских кладбищ вызвала живой отклик у тех, кто собрался в Центре эстетического воспитания молодежи 18 января. Обсуждение произошло живо, заинтересованно. Звучали разные точки зрения. Однако общим было мнение, что так дальше продолжаться не может.
О проведенном исследовании нынешней оценки состояния кладбищ города рассказала эксперт Л.И. Шепеленко. Всего в опросе участвовало 80 человек. Разброс мнений — значительный. Участники опросов считают, что традиции казачьей столицы в местах захоронения утрачены и не возрождаются. Молодежь представляет, как вести себя на кладбище. Но в последнее время, и это было проиллюстрировано видеофильмами, на кладбищах случаи вандализма, разрушения и разграбления приобрели массовый характер. И бытует убеждение, что это дело рук молодых. Отдельно подчеркивалась необходимость восстановления и примерного содержания силами администрации могил людей, составляющих гордость казачьей столицы. Практически каждый участник отметил бездушное отношение к местам старых захоронения как со стороны граждан, так и со стороны ответственных лиц, обязанных принимать решения. На кладбищах «собирают металлолом», одновременно варварски разрушая все, что «мешает».
Обсуждение открыл отец Олег (Добринский). Он подчеркнул, что все без исключения мировые религии учат почтительному отношению к мертвым и местам их захоронения. Истинный христианин, как свидетельствует история, никогда не сможет осквернить храм и кладбище представителей другой конфессии. Отец Олег также заявил, что в городе есть сатанисты и другие не зарегистрированные опасные секты. И даже если они не многочисленны, ими должны заняться органы ФСБ и УВД. Есть и подлецы, которые делают погребальный бизнес все более криминальным.
Журналист П.П. Захаров поделился своими воспоминаниями и мнением по затронутой проблеме с точки зрения коренного жителя города. Он особо подчеркнул, что кладбища сегодня стали безхозной территорией казачьей столицы, в то время как некоторые потомки казаков из-за границы не могут найти могил своих предков на старом кладбище.
Начальник милиции общественной безопасности В.А. Краморов, согласившись в целом с отцом Олегом, все-таки считает, что на кладбищах мы наблюдаем не сам по себе вандализм, а вульгарное хищение с целью наживы. Отдельные граждане, снимавшие ограды и металлические таблички, были задержаны и дела по ним переданы в суд. В тоже время В.А. Краморов с сожалением отметил, что, несмотря на неоднократные просьбы, представители казачества не принимают участия в рейдах по охране кладбища, хотя дело это — общее.
Заместитель атамана ВКО «Всевеликое войско Донское» В.В. Воронин был солидарен с отцом Олегом. То, что происходит на кладбищах сегодня, заявил он, это продолжения государственного вандализма былого времени, когда казачьи памятники с нашего кладбища вывозились в Ростов и гранит использовался для фундаментов, а мрамор для отделки. Восстановление исторической памяти, в котором нуждается общество — средство воспитания. В.В. Воронин предложил составить каталог старых могил, а для этого коллективно разработать программу изменения ситуации. Хотя всем ясно, что для этого нужны деньги. Он заверил, что казачество готово сотрудничать со всеми по наведению порядка на кладбищах. Он также считает, что губернатор области В.Ф. Чуб поможет в восстановлении казачьего некрополя, если увидит в городе стремление к этому.
Неоднократно во время обсуждения звучали воспоминания о том, что в 50-е годы на старое городское кладбище приятно было приходить — как в парк, поскольку там было несравненно больше порядка и благости. Историк В.К. Куинджи призвал власть и общественность найти места захоронения известных казаков, немало сделавших для города. Нужен план кладбища. Далее он отдал дань памяти знаменитому атаману Хомутову, усилиями которого был создан городской парк, а также сделано многое в городе, и призвал городские власти поставить именно ему в парке памятник, как человеку, сделавшему больше всего для благоустройства города. Не в первый раз говорилось на встрече и о том, что сегодня, накануне 100-летнего юбилея политехнического института, не известно, где находится могила первого ректора вуза, похороненного в 1910 году, и стыдно, что никто этим не озабочен. В.К. Куинджи призвал также не изменять, не перестраивать облик городского парка, школы №3, других памятных городских объектов, а направлять свои усилия исключительно на РЕСТАВРАЦИЮ.
Директор Центра занятости П.Г. Резонов сообщил, что Центр имеет возможность оплачивать работы по благоустройству кладбищ подросткам от 14 до 17 лет, но все это надо организовать. При этом в воздухе повис вопрос — кто должен организовывать? Ясно, что трудиться там следует сообща, но, видимо, те руководители, в чью компетенцию входит кладбища как таковые, должны озаботиться этим в первую очередь.
О проблемах сохранения памятных мест казачьей столицы говорил археолог М.И. Крайсветный. Он напомнил, что перезахоронение героев-атаманов в усыпальницу Собора проходило непочтительно. На старом кладбище нет отдельного мемориала воинам, погибшим при защите города в 1942 году. Вероятно, поэтому официальные делегации не возлагают на эти могилы ни одного цветка. Напомнил, что перед приездом в город племянника М.Б. Грекова могилу известного художника искали неделю, не менее сложно было привести ее в порядок. Почему у кладбища нет хозяина? Наблюдаются случаи, когда и сегодня уничтожаются старые исторические памятники и могилы, а на их место размещают новые. Это происходит при попустительстве власти и казачества. В плачевном состоянии находится мемориал погибшим в «Новочеркасской трагедии» в 1962 году. Власть самоустранилась, и положение сегодня на кладбищах хуже, чем при советской власти.
Муфтий Арсланов подчеркнул, что все, что связано с кладбищами, относится к деятельности власти и призвал компетентную комиссию администрации проверить, насколько обоснована стоимость похорон — 30 тысяч рублей, в то время как государство выделяет на это только одну тысячу, и мы знаем размер пенсий.
На встрече прозвучали мнения и представителей молодого казачества И. Петрушко, И. Каренченко, С. Черных. Все они говорили, что их задача — восстановление утраченных традиций. Сегодня они заняты розыском могилы известного атамана Каледина, а также привлечением внимания культурных деятелей области к проблеме старого Новочеркасского кладбища, поскольку это уникальное место, что еще не поняли некоторые руководители. Они упрекнули также работников кладбища за существование свалок на кладбищах.
На встрече были представители разных подразделений администраций, но они устранились от ответов на вопросы и от обсуждения темы, что не могло не вызвать удивления присутствующих. Практически сразу же покинул зал старший смотритель кладбища С.Я. Манжус, сославшись на неотложные дела.
Не удивительно, что присутствующие просто вынудили выступить представителя городской Думы — депутата думы С.А. Свеженко. Тот пояснил, что в бюджете города на эти проблемы отводятся «граммы». Без воли администрации положение не будет исправлено. Нужны не только субботники, о которых упоминалось в ходе обсуждения, но и транспорт, и даже элементарные талоны на свалку. Поэтому назрела необходимость приводить в порядок не только город, но и кладбища, как его историческую часть.
Деньги город находит на многое, но не на сохранение и поддержание в должном порядке захоронений — это мнение было основным. Должна ли в быть в бюджете соответствующая статья расходов? Все уверены, что да.
Подводя итог дискуссии, В.И. Череватенко предложила посмотреть видеосюжет о городе Армавире, подготовленный ТНТ. Там положение было подобное нашему. Однако мэр города коренным образом изменил ситуацию. Усилия городских служб, помощь предпринимателей города были направлены на приведение кладбища в порядок, и присутствующие смогли воочию увидеть, что было и что стало. Убраны заросли, расчищены запущенные дорожки, кладбище фактически вновь превращено в парк. Нашему городу тоже нужна соответствующая программа. Иначе мы не люди, и не можем называться столицей казачества.
… Кто в городе хозяин? Кто хозяин кладбищ? Разве позволил бы любой настоящий хозяин, чтобы у него, на его территории, все крушили и ломали? И если такие деяния приняли в последние годы массовый, ужасающий характер, если царит вседозволенность и безнаказанность, можно ли считать хозяином владельца? Напомним, кладбища — в муниципальной собственности. А она, эта собственность зачастую брошена, как бывшие больничные здания на улице Просвещения, 95. В них выбиты стекла, выломана дверь, нагажено. Прекрасный особняк прошлого стремительно разрушается. Вандализм? Да, но его не было бы, если бы здание не бросили на произвол судьбы. Не надо создавать благоприятные условия для вандализма! Это — причина. Остальное — лишь последствия. И если это, судя по равнодушию к дискуссии, не нужно мэру, Думе, это нужно нам с вами — горожанам Новочеркасска. Живым, которые думают и помнят о мертвых.