Сегодня: 20 апреля 2369, Воскресенье

18 января в Центре эстетического воспитания состоялась острая проблемная дискуссия, организованная Союзом «Женщины Дона». Формальным поводом к ней стали факты массового вандализма, осквернения мест захоронений на городских кладбищах.

Проблемная дискуссия начинается, как полагал автор, когда есть конкретная проблема, не имеющая конкретного способа решения. В данном же случае действительно имеющиеся факты разрушения памятников и осквернения могил стали только поводом для обсуждения более широкой темы: о состоянии городских кладбищ вообще и причинах, приведших к такому положению вещей. Названием мероприятия стали слегка искаженные поэтические строчки: «Это нужно не мертвым, это нужно живым!»
Целью дискуссии декларировалось не желание поскандалить и разойтись, а выработка общего решения и конкретные шаги по его выполнению. Подготовка мероприятия была на достаточно солидном уровне. Демонстрировались впечатляющие подборки слайдов, зачитывались данные социологического опроса восьмидесяти человек с разбивкой по социально-возрастным группам. Среди возможных причин вандализма и осквернения мест захоронений участниками опроса были названы: обнищание части населения, наркомания и алкоголизм, крах семьи и разрыв связи поколений, распространение агрессивных сект, потеря традиций, коммерциализация священников православной церкви, отсутствие контроля за пунктами приема металла, отсутствие ответственных за соблюдением порядка в местах захоронения, бездействие милиции.
Первым слово взял благочинный приходов города Новочеркасска, отец Олег Добринский. Корнем всей проблемы он определил то, что живем мы не в христианском народе и не в христианском государстве, а религия у нас отделена от воспитания. Ответственность за все случаи вандализма на кладбищах он решительно возложил на деятельность незаконных конфессий, то есть разного толка религиозных сект. По его мнению, ничего не удастся сделать до тех пор, пока не будет сформирована личность человека на религиозной (православной) основе. Для этого было предложено немедленно ввести во всех образовательных учреждениях города обязательное преподавание основ христианского учения, даже если этого и не позволяют федеральные законы.
Начальник милиции общественной безопасности В. Краморов считает, что вандализма (то есть бессмысленного хулиганства) на кладбищах нет. Имеют место кражи и умышленное уничтожение. С хищениями милиция борется. А остальное – не ее ответственность. Теоретически все городские кладбища должны охраняться вневедомственной охраной на основании заключенного с их администрациями типового договора.
Заместитель войскового атамана ВВД по идеологии В. Воронин назвал плачевное состояние кладбищ результатом последовательного государственного вандализма советской эпохи, когда памятники с городских кладбищ централизованно вывозились, перешлифовывались и использовались при отделке строящихся зданий, таких, к примеру, как театр Горького в городе Ростове. Разрушение храмов, постройка на месте старых кладбищ спортивных сооружений и жилых микрорайонов – все это не могло не наложить отпечаток на отношение людей к местам захоронения. Вновь прозвучала мысль, что упадок культуры выражается в утрате религиозного начала. Даже подойти под благословение к тому же отцу Олегу перед началом дискуссии не решился (или не захотел) никто, кроме представителей казачества. Кстати говоря, молодые казаки сами потихоньку стали было наводить порядок на кладбищах, но жизнь сейчас такая, что времени на это нет, надо зарабатывать деньги.
Отдельной темой для обсуждения стал «Казачий некрополь», то есть необходимость поиска и восстановления могил знаменитых сынов Дона, утраченных или потерянных за годы советской власти с последующей перестройкой.
Представители городских властей на высоком уровне не смогли принять участие в дискуссии. Только руководитель Центра занятости населения
С. Резонов сообщил о запущенной программе временной занятости несовершеннолетних, в том числе и по уборке территории местных кладбищ.
Известный археолог и краевед М. Крайсветный напомнил, что все обряды и традиции, связанные с погребением мертвых, почитанием предков, включая памятники на могилах, поминки, и т.д. принадлежат к дохристианскому, языческому наследию. Церковь же имеет попечение лишь о душе. Очевидно, что никто уже не относится с благоговением к местам захоронения предков. Все перемешалось, перепуталось в головах людей. Выхода из сложившейся ситуации не видно. А отношение к теме кладбищ молодежи вообще показательно: из нескольких десятков молодых людей, которых организованно привлекли к дискуссии, через полчаса в зале не осталось никого. Им это попросту неинтересно.

По итогам трехчасовой дискуссии, все проблемы наших кладбищ можно было разделить на 4 основных категории:
— отсутствие четкой системы обслуживания и охраны мест захоронения (подъездные пути, дорожки, освещение, внятная планировка, борьба с падающими деревьями, уход за беспризорными могилами, поддержание общественного порядка на кладбищах, особенно в праздничные дни и в ночное время);
— отдельные случаи преднамеренного уничтожения надгробий;
— массовое осквернение могил с целью наживы (сдача в металлолом и вторичное использование мраморных плит памятников);
— свалка мусора скорбящими родственниками на соседние могилы.
По мнению автора, потерянные в исторических потрясениях нравственные ценности и христианские традиции быстро вернуть вряд ли удастся (если удастся вообще), но бороться с четырьмя перечисленными проблемами городу и его жителям вполне по силам. Это просто означает наведение элементарного порядка и системы ответственности. Давайте разберемся с материальным, а о духовном пусть действительно имеет попечение церковь.

Фото предоставлены Союзом “Женщины Дона“

Личное

Проблема кладбищ – вандализм и захламление территории. Это проблема воспитания, и никто не решит ее, если мы не будем об этом говорить, именно о воспитании, именно о человеческих ценностях, именно о своих предках и о ПАМЯТИ.
Все, кто так остро говорили на дискуссии – пропустили эту тему через себя, через память о своих близких и поэтому тема оказалась так остра.
И эта проблема далеко не одного города и даже не одной страны. Это огромная и страшная тема потерянного поколения, не знающего и не относящегося трепетно к своим корням.
Наши родные могилки. Я часто бываю у своих родителей (они похоронены на Яновском кладбище). Да, меня раздражает даже случайно занесенный ветром мусорный пакет. Но за своими могилками я ухаживаю так, чтобы родителям не было за меня стыдно. Я всегда помню о них и чувствую их присутствие и оценку своих поступков.
Что еще может случиться? Элементарно, у вас заберут красивый букет или вазу, в которую вы его водрузили. Но…От человеческой зависти даже на кладбище никто не застрахован – чем богаче памятник и красивее венки, тем больше вероятность, что они пострадают от рук вандалов. Что касается мусора, его зачастую оставляют добропорядочные с виду горожане – приезжают, наводят порядок на могилах родных, а мусор сваливают за соседние оградки…
Это мое мнение, я считаю, что нельзя пенять на соседа – нужно самому подумать о корнях, достучаться до своих детей, может, тогда никто не перевернется в своих могилах.

Ирина Васильева
row['name']