Сегодня: 30 апреля 0044, Суббота

Школа выживания покупателя

«Эх, полным полна коробушка…»
Русская нар. песня.

На сегодняшний день — это самое распространенное. Которого не минует ни один, живущий на территории нашей страны, человек. Мы имеем в виду товар, который мы покупаем. И который, честно говоря, этим товаром не является. Тут наше время дало фору временам нэпа, где всю контрабанду делали на Дерибасовской в Одессе. Теперь «контрабанду» делают везде. И все, кому не лень. Здесь мошенничество уж точно приняло промышленные формы.
Разговор о двух бабушках, нашивающих на списанную в брак кофточку «не наш» ярлычок, уже не идет. Давно организовалась и процветает целая индустрия подделок. В Польше существуют целые заводики, которые упаковывают выбракованный и свезенный с европейских «помоек» товар в яркие упаковки. Товар выглядит как «по фирме» и только при употреблении внутрь или носке очень быстро выявляется «дерибасовское» происхождение. Так что между производителями и «поддельщиками» разыгралась целая война. Первые постоянно изобретают все новые и новые механизмы защиты своей продукции, вводя в обиход различные «лейблы», оригинальной формы бутылки и флаконы, и голографические «один вверху, другой внизу» значки, вторые эти значки и «лейблы» успешно копируют. Отсюда, угадать, что за продукт вы купили или что за брюки на себя надели, без специальной экспертизы нет никакой возможности. Выглядят-то они одинаково!
Что делать и как из этого положения выходить?
Можно, конечно, покупать вещи и продукты только в фирменных валютных магазинах. Надеясь на то, что шансов получить в них заведомо самопальную вещь меньше. Но и цена этой вещи будет много дороже, чем в простом магазине.
Можно тогда кинуться в другую крайность и покупать вещи исключительно в секонд-хэндах. Вещи так, конечно, ношеные, но зато есть абсолютная гарантия, что эта вещь фирменная и приехала не из Польши и Китая, а снята с торса какого-нибудь зажравшегося шведа или француза! А они made in Китай не носят!
Действительно, бывшую в употреблении одежду у нас подделывать еще не догадались. Хорошо бы еще кто-нибудь догадался привозить к нам секонд-хэнд пищевой. Ну то, что, например, немцы надкусили, но не доели… Тогда существовала бы хоть какая-нибудь гарантия, что мы едим не какую-нибудь отраву в фирменной упаковке.
Говорят, что какую-то гарантию качества могут дать имеющиеся у каждого продавца сертификаты качества и наклеенные акцизные марки. Но опять же говорят, что и сертификаты и акцизные марки можно в любом количестве купить на любом оптовом рынке. И наклеить хоть даже на… лоб. Отчего и стать стопроцентным канадцем или испанцем. В итоге перечислять самопальный товар дело безнадежное, хотя бы потому, что этот список очень быстро пополняется новыми наименованиями…
Так что мы хотим дать читателям три универсальных совета.
Первый — никогда не стремитесь покупать дешевый товар. Чем товар дешевле, тем выше шанс, что он «левый».
Ну, как так может быть, что какой-нибудь купленный в Штатах кекс везли через океан, накручивая транспортные расходы, платили за него таможенные пошлины, потом три-четыре раза накручивали на него свой интерес, передавая от больших оптовиков маленьким, затем развозили по стране на машинах, потом по городу и лишь потом — продали нам с вами. По цене чуть не вдесятеро меньшей, чем в самой Америке! Как так может быть? Что, американцы полные идиоты, что продают нам товар по столь баснословно дешевой цене? Нет, мы понимаем — договоры, опт, политика внутренних продаж и пр. Но не в десять же раз!
А если в десять или даже в пять, или, может быть, даже втрое — то это самопал. С ярлыком made in США! Или выбракованный, может быть, даже опасный товар! Вот тогда он может быть в пять раз дешевле. Тогда он может быть вообще даром! Лишь бы не нести расходов по его утилизации.
На такие приемчики способны не только наши, но и их, бизнесмены. Был такой пример с американской гуманитарной помощью. Несколько лет назад армия США решила оказать благотворительную поддержку нашим оголодавшим гражданам. И передала в дар несколько тысяч тонн армейского сухпая… предварительно приказом главного военного санитарного врача продлив срок его годности на полгода! Ну чтобы согласно их закону, не выбрасывать. Хорошо прокрутились «ихние бойцы»! Но против наших коммерсантов все же оказались слабаками. Наши ту гуманитарную помощь разворовали и распродали в коммерческих палатках. А на вырученные деньги стали скупать другой, с просроченным сроком годности, товар. Потому что научились и все схватывают на лету. Отсюда вполне приемлемые розничные цены. И, естественно, качество.

Надо помнить две общеизвестные пословицы: «Дешево — не может быть хорошо» и «Я недостаточно богат, чтобы покупать себе дешевые вещи». Помнить и удерживать себя от дешевой покупки. Или, если купил, нечего расстраиваться, когда она спустя всего несколько дней развалится.

Второй беспроигрышный совет — старайтесь покупать продукцию наших производителей. При всей царящей в производстве неразберихе наш товар проходит более тщательную проверку на качество. А, главное, его еще не додумались подделывать. Но додумаются, будьте уверены. Так что успевайте…
А самое главное — становитесь товароведами. Учитесь различать качество товара по товару, а не по наклеенным на него этикеткам. По вкусу, по запаху, по величине и расположению швов, по степени растяжения материала, по сопротивлению, истиранию и пр. Если вы станете специалистом в данной области, то сможете легко отличать подделку от оригинала. И никогда не промахнетесь. Скорее наоборот, на дешевых рынках, по дешевой цене сможете приобретать вполне приличный товар. Ведь наши «челноки» и продавцы тоже в этом деле не очень. И иногда за копейки спускают очень добротные вещи, по инерции думая, что это очередная «контрабанда».
Третий совет — бывает так, что у вас просят деньги под будущий товар, который привезут в конце той недели. Или в том месяце. Или в том году. Это — обман чистой воды. Не привезут совершенно точно. Просто это нормальная афера. На которую, даже сто раз обжегшись, клюют позарившиеся на дешевизну простофили. Ну, хочется им купить за треть цены автомобиль или бобровую шубу. Готовы они рискнуть… Ладно, если вы хотите рискнуть — рискуйте. Только, прежде чем отдавать деньги, попытайтесь прощупать «на вшивость» продавца. Опять-таки попросите «физические» и юридические документы, попросите показать копии договоров, на основании которых он собирается приобрести эти дешевые автомобили или, там, шубы. Скажите, что точно такую же сделку желает совершить ваш дядя, начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями…
Или попытайтесь заключить с продавцом договор. Где в одном лице вы, а в другом — он. Правильно составленный договор — это очень серьезное оружие в руках униженного и оскорбленного потребителя. Предусмотрите ответственность сторон, сроки и штрафные санкции. Может быть, нечистоплотный продавец испугается такого фундаментального подхода и предпочтет оставить вас в покое. Или отдаст то, что вам обещал, как самому потенциально скандальному клиенту, если это пирамида и кому-то все равно надо что-то дать, чтобы подогреть надежды во всех прочих.
Но лучше всего ни на какие соблазны не поддаваться и действовать по беспроигрышной экономической формуле ДЕНЬГИ — ТОВАР. А не деньги против рассказов о товаре и заверений в абсолютной к вам любви. В противном случае вас в сто первый раз нагреют!
Так что, уважаемые читатели, покупайте на здоровье, но будьте бдительны и тогда разочарование вас не коснется.