Сегодня:

Вся жизнь — театр

Театр уж полон… Начался новый театральный сезон, и все, кто любит «живой звук», живую игру актеров, рады этому. Рады, что, несмотря на то, что город наш невелик и в нем много малообеспеченных студентов и пенсионеров, все-таки есть свой театр. И отличная труппа. Как заметил на состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции художественный руководитель театра Л.И.Шатохин, подчас они не могут удовлетворить просьбу некоторых учебных заведений на коллективное посещение, а спектакли в театре идут практически ежедневно. Хорошо посещают театр ученики школ №№ 19, 1, 5, некоторые колледжи. Постоянно заказывают коллективное посещение представители НГМА. В этих учебных заведениях хорошо осознают воспитывающую роль театра.
Разговор на пресс-конференции шел, прежде всего, о предстоящей премьере. В начале театрального сезона по традиции обычно ставится спектакль местного режиссера. Спектакль по пьесе А.Н. Островского «Лес» был готов еще в конце прошлого сезона. Однако он не был выпущен, поскольку не было денег на костюмы и декорации. Наш казачий театр сегодня переживает не лучшие времена из-за последних решений центральной власти.
По мнению Л.И. Шатохина, «Лес» — это основополагающее, программное произведение в творчестве А.Н. Островского, тема которого актуальна и сегодня. «Лес» постоянно ставился в российских театрах с момента написания. Основная идея пьесы: богатство ведет к бездуховности, а затем и к пороку. И, конечно, осуждение этого автором. Кроме того, в пьесе присутствует убеждение, что русский человек – это человек общинный, соборный. Это не значит, что вместе было легче пахать. Это значит, что в общине была одинаковая мораль, одно понятие о совести: «Стыдно! Что люди скажут?». Сегодня в обществе идет бесстыжая погоня за богатством. Некоторые хотят иметь много яхт, домов. Идет разрушение общинности. Поэтому нужны такие спектакли, как «Лес». Театр прилагает усилия для поддержания мысли, что справедливость и совесть еще есть на свете.
В спектакле при бережном отношении к авторскому тексту произведены несущественные изменения. В частности, будет два действия с одним антрактом. Это уже требование времени. В музыкальном сопровождении использована современная, даже попсовая, музыка. По решению художественного руководителя, персонажей, выведенных как Несчастливцев и Счастливцев будут играть более молодые, чем это было принято в советское время, актеры, что более соответствует логике пьесы. Как сказал Л.И. Шатохин, театр должен суметь сделать пьесу современной историей, понятной зрителю. Человек, его природная суть, не меняется на протяжении столетий, в определенных условиях человек не может избавиться от греха. То, что пьесы Островского не сходят с подмостков, Л.И. Шатохин объясняет еще и тем, что они – прекрасная актерская школа, поскольку в них присутствуют длительные речевые периоды. Хочется также, чтобы молодые, пришедшие на спектакль, оценили богатство русского языка.
По замыслу постановщика на сцене будет действительно ЛЕС с аномально расположенными предметами быта. Очень важно визуальное восприятие действия зрителем. При этом Леонид Иванович, выросший на донской вольнолюбивой земле, поделился с журналистами своими ассоциациями. Он воспринимает нашу степь как свободный, чистый простор со свежим ветром, несущим запахи полевых трав, а лес как сумрачное ограниченное пространство с запахом гниющих палых листьев и растений, в которых обитают различные, не совсем приятные твари.
В спектакле заняты как артисты старшего поколения, так и молодые актеры. Главную роль Гурмыжской исполняет заслуженная артистка России И. Шатохина, которая сказала, что ей было очень интересно работать над этой классической ролью, но и сложно, поскольку надо было играть чувственную любовь с молодым актером, годящимся ей в сыновья. Сложность еще и в том, что нельзя было допустить, чтобы хоть одно современное слово попало в речь героини. Несмотря на порочность главной героини, И. Шатохина сказала, что в своей игре будет оправдывать ее и вызывать к ней сочувствие. Заслуженная артистка России Л. Фадеева, исполняющая роль Улиты рассказала, что при работе над ролью по совету Л.И. Шатохина были убраны все возрастные жесты и возгласы, что позволило прозвучать острее теме нравственности. Заслуженный артист России А. Иванков, исполнитель роли Карпа, заметил, что ему не раз приходилось играть в пьесах Островского, но «Лес» в современную историю нашего театра не ставился, поэтому данный спектакль будет событием. Актриса О. Павлова, которая выйдет на сцену в роли Аксюты, очень довольна, что ей приходится играть в спектакле по Островскому. Прежде всего, в пьесе великолепен русский язык, во-вторых, смысл пьесы очень современен. А диалог двух артистов Несчастливцева и Счастливцева как будто написан сегодня, до того он актуален.
Несчастливцева будет играть Е. Климанов, молодого повесу, любовника Гурмыжской – Е. Шапошников, получивший некоторое время тому назад приз «За лучший любовный дуэт». Художественный руководитель театра пообещал, что для зрителей будет много неожиданностей.
На встрече с представителями СМИ неизбежно зашел разговор о сегодняшнем сложном положении театра. Как заметил Л.И. Шатохин, театру уже фактически 186 лет и его история не прерывалась даже во время оккупации в годы Великой Отечественной войны. Однако в соответствии с последними нормативными документами театр должен стать более коммерческой организацией в жестких, обязательных, как правило абсурдных, рамках.
— Но мы не вписываемся в бизнес! – твердо заявил он.
Сегодня только обмен гастролями может дать успех и деньги, но на деле театр не может никуда поехать. Бензином можно заправляться только на одной конкретной заправке в Новочеркасске, гостиницу на время гастролей следует выбирать по тендеру, что может быть и далеко от сцены, и не комфортно. Короче, на сегодня гастроли как таковые закончились. И жизнь нашего театра будет держаться только на энтузиазме его работников. Наш театр, как и Таганрога, и Шахт, остро нуждается в областной системе финансовой поддержки. Однако это не воспринимается многими вышестоящими чиновниками. Образно говоря, Ростов «тянет одеяло на себя». В нашем городе спонсорская помощь театру оказывалась несколько раз, но сугубо эпизодически. В тоже время, например, НЭВЗ выделил ростовскому ТЮЗу 1 млн. рублей. Вероятно, было такое указание сверху.
Что еще волнует художественного руководителя? В нашем городе многочисленная армянская община. Л.И. Шатохин не раз предлагал ее руководителям устроить спектакль, один или несколько, на армянском языке, с приглашением соответствующего режиссера, хотя бы из Ростова, и артистов. Но его предложение не нашло отклика.
В конце минувшей недели состоялся съезд Российского Союза театральных деятелей. На нем должны были подниматься и вопросы бедственного положения провинциальных театров. Однако внутри театрального сообщества согласия нет. Хотя СТД имеет вес и влияние в самых высоких сферах. Л.И. Шатохин присутствовал на этом съезде.
На встрече поднимались также вопросы критики работ театра в городских СМИ, были даны пояснения о приходе в коллектив артистов со стороны. При этом Леонид Иванович твердо сказал: «Мы никого не зовем, но и никого не держим».