Дело — труба
Представьте себе, что ближайший сосед воткнул в ваш забор трубу и все нечистоты потекли к вам во двор. Как это можно назвать? СВИНСТВО! А как можно назвать действия Училища связи, которое вывело несколько труб на тротуар улицы Александровской, и они изрыгают поток вод — дождевых, талых? Думаю, тем же емким словом, имеющим прямое отношение к животноводству.
В свое время ребята военные все решили по традиции просто: построили спортивный комплекс на территории Института (Училища) связи, а воду, чтобы не мочить сапоги, убрали с глаз долой. Так в стене на ул. Александровской появились несколько труб большого сечения. А в трубу, как известно еще со школьных времен, сколько втекает, столько и вытекает. И после каждого дождя, после таяния снега и прочего всякого обилия осадков на вышеозначенной улице наблюдается водопад. Студенты автотранспортного колледжа, учащиеся школы № 17, покупатели магазина «Светлана», названного по имени жены мэра – бывшего начальника Училища связи А.П. Волкова, вынуждены сходить с тротуара на проезжую часть дороги, чтобы обойти мощные потоки из труб. Впрочем, и там, на дороге, спасения нет – вода скапливается на асфальте — получается просто Венеция! Дальше поток устремляется вниз с новочеркасского холма, подтапливая жилые дома, смывая огороды…
В конце 2000 года на место выехала комиссия Департамента городского хозяйства. Нового мэра на тот момент еще не избрали, Департамент возглавлял не военный Мавдриков, а гражданский Давиденко, и ситуацию изучали не полковники-связисты, а специалисты-коммунальщики. Они установили: подтопление домовладений «происходит вследствие большого объема воды, отведенной с территории НВИС со стороны ул. Александровской. <…> с территории НВИС дождевые и талые воды отведены просто на пешеходную дорожку по ул. Александровской». Данный сток воды не обустроен «с выходом ее в существующую ливневую канализацию». «В устной беседе с представителями НВИС была достигнута договоренность о необходимости проведения работ по организованному отводу вод с территории НВИС, разъяснен порядок их проведения».
С тех пор ох как много воды утекло! Начальник НВИС Волков стал мэром и уволил директора ДГХ Давиденко. Умер член той комиссии подлинный специалист своего дела Н.Н. Головин. Другой член комиссии А.В. Приймак, хоть и не надела за это время погоны, но особенности военного мышления, похоже, усвоила полностью, в связи с чем портфеля в коммунальных службах города по сей день не лишена.
А на ул. Александровской все течет, но ничего не меняется.
В 2001 году ДГХ обязал руководство НВИС провести работы по организованному отводу воды с территории училища. Ясно, что денег у армии не нашлось. В 2002 году «выходом на место» тружеников Администрации было установлено: «по ул. Александровской существующий ливнесток для отвода дождевых вод не вмещает весь поток воды, отводимой с территории НВИС. Из-за понижения дороги вода стекает по ул. Александровской, 89 и через двор вытекает на ул. Кавказскую, 88. Для устранения затопления данных дворов необходимо выровнять дорогу <…> и обеспечить вывод ливневых вод <…>, установить бордюры на центральной аллее или на обочине дороги». Подписавший этот ответ жильцам, тонущим на ул. Кавказской, 88, зам. мэра С.Б. Бондарев заверил: «Данные виды работ будут включены в план социально-экономического развития г. Новочеркасска на 2003 г.».
Обещанного три года ждут. В 2005 году зам. мэра Е.Ф. Мавдриков написал жильцам, что «жилые дома ул. Александровской и ул. Кавказской расположены в части города со сложным рельефом местности». Когда Евгений Федорович об этом узнал, неизвестно, но даже если «вчера», то «завтра» помочь людям он не торопился: «Для обустройства данного района новой системой отвода сточных и талых вод необходимо изготовление проектно-сметной документации, что не предусмотрено утвержденным бюджетом на 2005 г.». Вопрос о выполнении проектно-сметной документации лишь собирались (!) рассмотреть «при планировании бюджета на 2006-2007 гг.».
Обещаний «снять проблему», «заказать проект», устранить, выполнить, «включить» в список за прошедшие 6 лет дано столько, что убитой на них бумаги хватит, чтобы заткнуть все трубы, выходящие с территории НВИС. Хотя было бы неправдой сказать, что не сделано совсем ничего. Сделан бордюр, но … на полпути брошен. Протянуть бы его еще на 50 метров в стороны ул. Атаманской, и вода пошла бы не по дворам и огородам, а по проезжей части, где ходят обутые в резину автомобили.
Пока же плавают в общей сложности 15 домов, в них проживают 76 семей. 2 июня 2005 года после проливного дождя потоки воды песком и камнями забили во дворе по ул. Александровской, 89 сбросовую трубу, проходящую под этим домом, и поток хлынул во дворы домов на Александровской и Кавказской. Он был так силен, что напрочь вымыл огороды стариков-пенсионеров: они едва успевали ловить картошку, морковку, лук. Обнажились корни деревьев, кустов винограда. Затопило квартиры.
Нынешним летом картина повторилась. Жильцы Кавказской, 88 инвалид Великой Отечественной войны С.И. Субботенко, инвалид труда Г.Г. Рыбка демонстрировали мне «эмчээсовский» набор: сапоги, ведра, тяпки. Когда начинается дождь, в любое время суток, они встают на пути у воды и отводят потоки от входа в квартиру. И так уже 6 лет.
Стоит ли говорить, что жильцы Александровской и Кавказской несчетное число раз писали письма, ходили «по инстанциям» на прием? 1 августа 2005 года С.И. Субботину, Г.А. Рыбке, А.Г. Моталову несказанно повезло: они «поймали» мэра на улице! И передали ему разработанную ими самими схему временного отвода воды – ту, которую зам. мэра Мавдриков взять отказался. Тогда, в канун празднования 200-летнего юбилея города, А.П. Волков пообещал просьбу людей выполнить. Но юбилей прошел, а город на горе («со сложным рельефом местности») – казакам на горе – остался. Наверное, участники выборных кампаний, претендующие на высокие должности и дотянувшиеся до них, думали и думают, что подвластный им теперь Новочеркасск плоский и гладкий, как плац. Хорошо бы – такой же молчаливый.
Увы, но город наш — на горе. А с горы далеко-о-о видно. И, не дождавшись ответа делом на горы жалоб, тонущие новочеркасцы написали письмо Президенту. Ведь до этого они писали его представителю в ЮФО, министру обороны, губернатору, прокурору, мэру, его замам, начальнику ДГХ, начальнику Училища связи… Одна надежда теперь – на Владимира Владимировича. Наверное, придется ему самому надеть сапоги, взять в руки тяпку и встать на пути потока. Или этой тяпкой гнать мелкопоместных чиновников вслед за бегущей водой – в Аксай, в Дон, с Дона – хоть в Черное море, лишь бы подальше от нашего города!