Сегодня:

За недолгое время деятельности аварийно­спасательного отряда МЧС его бойцы спасли несколько человек, оказали помощь пострадавшим, но, как у нас часто бывает, не избежали и недоразумений.

К нам в редакцию пришло письмо жителя улицы Спортивной, 115, А.В. Землянова. Наш читатель рассказывает о неприятном случае, который произошёл с ним месяц назад. Случайно захлопнув металлическую дверь, он оказался за пределами своего жилья. Ключи остались в запертой квартире. Квартира ­ на третьем этаже. Соседи посоветовали ему вызвать спасателей. Они приехали и предложили срезать петли входной двери. С этим хозяин закрытой квартиры не согласился, и, со своей стороны, предложил проникнуть в жильё через окно по лестнице. Спасатели от такого варианта отказались, и вновь предложили срезать петли металлической двери. «Вы платите в ЖКО, вот туда и обращайтесь, ­ цитирует наш читатель слова спасателей ­ балкона у вас нет, а лестница тут требуется пожарная». В письме не указано, как же всё­таки была решена проблема, но читатель негодует: «Мы просим объяснить этим спасателям МЧС, что они тоже живут и получают за своё безделье денежки и наверное не малые тоже за счёт налогоплательщиков». Заканчивается письмо словами: «Просим сообщить нам какие меры приняты к горе спасателям». (Цитаты приведены дословно с сохранением пунктуации и орфографии).
За комментариями мы обратились к начальнику управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по городу Новочеркасску Геннадию Рязанову.
— Мы должны вскрывать в первую очередь те квартиры, в которых человеку угрожает опасность, — сказал Геннадий Николаевич, прочитав письмо нашего читателя, — нам приходилось вскрывать дверь, за которой находилась женщина в бессознательном состоянии. У неё случился инсульт. Был случай, когда женщина в закрытой квартире упала, и, получив серьёзную травму, не могла двигаться. За захлопнувшейся дверью оставались маленькие дети, которые сами не могли её отпереть. В таких случаях спасатели обязаны вскрыть квартиру, и неважно, первый это этаж, или пятый. Если ломается ключ в замке, захлопывается дверь, и нет угрозы для чьей-то жизни и безопасности, спасатели, как правило, предлагают аккуратно срезать петли. Потом петли так же аккуратно можно заварить.
— Если я правильно вас понял, то спасатели не обязаны вскрывать квартиры по просьбе граждан?
— Да, вскрытие дверей по заявкам граждан не входит в обязанность спасателей. Это дело работников домоуправления. В уставе спасательной службы в положении об отряде, в Федеральном законе о спасательной службе нигде не сказано, что бойцы обязаны вскрывать двери квартир по просьбе граждан. Их задача — спасать. Если спасать надо человека, который находится в искорёженной после аварии машине — будут резать машину. Если он под завалом, будут разбирать завал. Если он в запертой квартире — будут её вскрывать, и там уж способы спасения человека выбирать не будут. Главное — как можно быстрее устранить опасность для его жизни и здоровья.
— А можно ли воспользоваться окном или балконом для того, чтобы попасть в закрытую квартиру?
— Если спасатель имеет специальность промышленного альпиниста, то можно. У нас в отряде таких специалистов — два. Они обладают специальным снаряжением, и подготовлены для того, чтобы спускаться с верхнего этажа или с крыши на нижний, и так далее. Экипажей (бригад) в спасательном отряде — четыре, они несут суточные дежурства. То есть, альпинист пока есть лишь в двух экипажах.
— А как решаются подобные вопросы в других городах?
— В Волгодонске гражданам, которые захлопнули дверь и вызвали спасателей, вскрытие квартиры обойдётся в 350 рублей, в Каменске — 130. Это при условиях, что там спасать некого. Выручка от таких платных выездов позволяет хотя бы оплачивать бензин. Наша аварийно-спасательная машина с двумя ведущими мостами расходует 22 литра на 100 километров. Бензин сейчас дорог. Я ещё раз подчёркиваю: речь идет о выездах, которые к спасению чьей-либо жизни не имеют никакого отношения.
— По существу, в таких случаях вы превращаетесь в службу быта или мобильное бюро услуг?
— Да. За август у нас был 81 выезд. На закрытые двери и сломанные ключи — 59, и 22 на оказание людям помощи. Резали машины, из семиметрового колодца доставали упавшего туда мужчину, утонувших из реки извлекали. Сейчас рассматривается вопрос, чтобы и у нас был составлен прейскурант на дополнительные услуги, в которых граждане нуждаются. Но, подчёркиваю, вопрос — в стадии рассмотрения. Спасать людей мы будем однозначно без всякой платы, мы для того и созданы, но почему мы должны конкурировать со службой быта? Доходит до смешного. Поступает вызов. Спасатели гонят машину из Молодёжного (там они базируются), и приезжают в другой конец города, на улицу Кавказскую. Вызвала их пожилая женщина. Просит открыть погреб во дворе. Ребята дверь открыли. Бабушка выходит из погребка с кастрюлькой супа и, видя, что спасатели собираются уезжать, спрашивает их: «Вы куда? А кто погреб закрывать будет? Вы — открыли, вы теперь и закрывайте!»
— Смешно.
— Нам совсем не смешно. Мы приезжаем на захлопнутую дверь, на сломанный ключ, предлагаем срезать петли. Люди говорят, что дверь дорогая, десять тысяч стоит. Пусть спасатели через окно заберутся в квартиру. Да, дверь — десять тысяч, а, сколько стоит жизнь и здоровье спасателя, который должен, по мнению людей, рисковать, чтобы не повредить их дорогую дверь?
— Наверно, люди просто не знают, что обязаны спасатели делать, а что нет.
— Нас даже вызывали перекрыть текущий стояк в подвале дома.
— Это уж совсем компетенция коммунальщиков.
— Конечно. Кроме того, мы не имеем права вскрывать квартиру самостоятельно, это возможно только с представителями милиции и понятыми. Вот недавний случай. Дети из другого города привезли престарелого отца домой. Уехали. Через некоторое время звонят ему. Он по телефону не отвечает. Дети беспокоятся, звонят спасателям. Спасатели едут, открывают квартиру. Пьяный дедушка спит на диване. Случаев таких очень много. Ещё раз хочу сказать, что служба наша предназначена для спасения людей, для предотвращения опасности их жизни. Мы — не служба быта.

В отряде спасателей работают профессионально-подготовленные, решительные, умелые и сильные люди. Их работа — спасать. И они с ней справляются успешно. Не надо только унижать их поручениями, которые они вовсе не обязаны исполнять, и, тем более, обвинять в безделье.
row['name']