Сегодня:

Гражданское общество

По данным опроса общественного мнения, проведенного недавно в Батайске, наиболее частым поводом для проявления неприязни у горожан оказалась национальность. Так, к примеру, на вопрос: «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь, 46% опрошенных ответили: да. Опасность и тревогу у многих горожан вызывают мигранты: чеченцы (у 39% опрошенных), армяне (28%), грузины (15%), китайцы (11%) и т.д. 9% опрошенных ответили, что такие чувства у них вызывают мигранты вообще – любых национальностей. Многие участники опроса (25%) участвовали в конфликтах на национальной почве. Утешение вызывает лишь то, что для 49% национальность при выборе друга не имеет значения.
Так, может быть, именно дружба, стремление найти взаимопонимание, построить диалог могут спасти мир на Северном Кавказе? Не это ли составляющие части огромной, трудной, порой опасной деятельности, которую мы называем «миротворчество»?
— Более чем десять лет назад Союз «Женщины Дона» на заседании координационного совета принял решение о том, миротворчество будет одним из основных направлений деятельности организации, — рассказывает его председатель-координатор Валентина Череватенко. — Это было трудное решение. Часть членов координационного совета вышла из его состава: они относились к проблеме войны и мира иначе, чем те, кто остались. Но те, кто остались, остались навсегда. Прошли годы. У организации теперь — свое имя, имя, известное далеко за пределами города, области и даже за пределами России. Мы стали экспертной организацией в области миротворчества. У нас есть свой взгляд на проблемы сегодняшнего дня, на пути решения этих проблем. За годы работы мы познакомились с культурой и традициями народов Северного Кавказа, мы разработали ряд инновационных технологий, если можно так назвать те формы и методы работы, которые реализует Союз вместе со своими партнерами. Воплощением одной из наших идей стал проект «От реабилитации к миротворчеству».
Конференция «К общему будущему через диалог, культуру мира и ненасилия», прошедшая 29 июня в Новочеркасске, стала финальной точкой этого проекта, над которым Союз «Женщины Дона» работал целый год.
— Но тот результат, который мы получили на самом деле, превзошел наши ожидания, — говорит Валентина Череватенко. – Чувство удовлетворения от работы над проектом у нас, безусловно, есть. Но если говорить в целом, о масштабах сделанного, о месте, занимаемом тем, что удалось совершить в непаханом поле стоящим проблем, то это лишь первые узелочки, которыми удалось связать огромное разорванное одеяло. Они еще совсем не прочны, их немного, но ниточки уже сами тянутся друг к другу, а добрые руки, руки женщин, учителей помогают им завязаться – ниточке за ниточкой, узелку за узелком.
О миротворческой миссии Союза «Женщины Дона», о завершившемся недавно проекте, о сделанном, о проблемах, перспективах – обо всем этом говорили на конференции 29 июня. И мы хотим, чтобы вы услышали сегодня не нас, журналистов, а участников проекта – русских и чеченцев, учителей и представителей других профессий, которые многие века жили вместе, в мире, и своим детям желают – того же, завтра.

О ЧЕМ ОНИ ГОВОРИЛИ

«А ПТИЧКА ДЕРЖИТ НЕБО…»

Валентина ЧЕРЕВАТЕНКО, председатель-координатор Союза «Женщины Дона» (г. Новочеркасск):

— В нашем проекте несколько ключевых моментов. Во-первых, это диалог: диалог мусульманок и христианок, диалог учителей из разных регионов Северного Кавказа, диалог представителей разных национальностей. Во-вторых, это проект, в котором участвуют представители профессии, имеющей огромное влияние на местное сообщество, на детей, на их родителей, на своих коллег. Это люди, имеющие огромный ресурс доверия, по сравнению с представителями других профессий. В-третьих, логика проекта предусматривает сначала работу с личностью, решение личностных проблем, т.е. реабилитацию, и только затем мы планировали совместные действия, — в том случае, если уровень доверия позволит нам это.
Начинали мы со встречи в Министерстве образования Чеченской Республики, в ходе которой достигли соглашения о взаимодействии. В результате среди учителей республики был объявлен конкурс за право участия в нашем проекте. Была разработана специальная отборочная анкета, которую учителя заполняли. Итоги подводились конкурсным жюри, составленным из экспертов Союза «Женщины Дона», тех экспертов, которые потом в течение года работали с участниками проекта. В результате из Чеченской республики на конкурс поступило более 120 анкет, из которых мы должны были выбрать 36. Т.е. конкурс был 3 человека на место, как в хорошем вузе.
Мы предполагали, что наши коллеги, наши друзья из Чеченской республики приедут к нам, для них будут проведены реабилитационные семинары, будет проведено обучение в рамках программы по подготовке добровольных помощников психологов, они получат навыки стратегического планирования и социального проектирования. И только после этого произойдет встреча с коллегами из Новочеркасска. Так мы планировали. Однако по окончании подведения итогов конкурса в г. Новочекасске мы обнаружили, что и нашим учителям, нашим педагогам реабилитация и навыки социального планирования, проектирования требуются не в меньшей, а может быть и в большей степени, чем нашим коллегам из Чеченской республики.
Благодаря спонсорам мы откорректировали проект, и наши, российские, учителя также прошли параллельный, полный курс данной программы: реабилитацию, основы психологии и социального сопровождения, социальное проектирование, стратегическое планирование. В результате проект вылился в полноценный, на наш взгляд, диалог, его первый этап, когда учителя вместе проходили и обучение, и встречи, когда родилось много интересных идей, появились дружеские, человеческие отношения между участниками проекта, между их детьми, завязались дружеские отношения между коллективами.
Конечно, наш проект не состоялся бы без помощи и поддержки как отдельных лиц, так и целых организаций. Он осуществлялся при поддержке программы Matra/KAP Посольства Королевства Нидерландов, Института Мира США, Министерств образования Ростовской области и Чеченской республики. Нам помогли бизнесмены города Новочеркасска и Российской Федерации. Мы всем бесконечно благодарны.
Каждый из нас, миротворцев и учителей, может спросить себя: а что я могу сделать? Есть притча о маленькой птичке, которая лежала кверху лапками на дороге. Путник спрашивает ее: «Что ты делаешь? Почему тут лежишь?» А она отвечает: «Видишь, небо падает, держу». «Но ты такая маленькая, а небо такое большое, разве удержишь?» – «Делаю, — говорит, — что могу!» Так и мы с вами, каждый из нас…

«НАСИЛИЕ НАЧИНАЕТСЯ С НЕСОГЛАСИЯ»

Николай АВДУЛОВ — профессор, директор Северо-Кавказского института антропологии и прикладной психологии (г. Ростов-на-Дону):
— Я думаю, нам нет смысла убеждать друг друга в том, что мир лучше вражды, что насилие хуже ненасилия и т.д. Когда мы говорим о предотвращении насилия в обществе, нужно определить: с чего оно начинается? С несогласия с чем-то. Например, с реальной действительностью, с неудовлетворенности в решении тех или иных социальных проблем. Она перерастает в нетерпимость. Нетерпимость перерастает в непримиримость, во вражду, в агрессивность, во все формы насилия.
Уже с первых дней жизни человека ребенок формируется в условиях насилия по отношению к нему. Детей у нас бьют! Бьют в семьях, на улице, в школах.
В одной из лучших московских школ, где директор – заслуженный учитель, произошло ЧП: трое ребят старших классов избили соученика за то, что он грязно высказался об их однокласснице. Директор издает приказ и наказывает этих трех учеников, но, вручая каждому из них копию приказа, он говорит: этим приказом гордитесь. Посмотрите, какой смысл: с одной стороны, нельзя мириться с пошлостью, с грязью. Нельзя мириться с хулиганством, надо бороться. Но какими методами? И заслуженный учитель показывает: насилием, физическим насилием, кулаками. Заслуженный, уважаемый человек не нашел методов ненасильственного разрешения конфликта. Так изначально насилие как метод разрешения проблем закладывается в структуру взглядов, в мировоззрение, в ценностные установок личности …
… Для решения этих проблем, для ослабления агрессивных начал жизни я бы предложил три социально-психологических механизма: первое — диалог, второе – компромисс, третье – партнерство.
В конце второй мировой войны одного ученого и миротворца журналисты ехидно спросили: ну что, вы всю войну проводили митинги, конференции, «круглые столы», вы писали статьи, призывали прекратить войну. Вы сократили войну хоть на один день? Вы сохранили жизнь хоть одного человека? Он сказал: «Я не убежден. Но мне достаточно того, что я был не с теми, кто убивал, я был не с теми, кто насильничал». Я думаю, это моральное оправдание наших усилий, даже если мы не надеемся на прямой и зримый результат наших действий.

«ТРАВМИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕ МОЖЕТ СОСТРАДАТЬ»

Наталья БЕЛИКОВА – директор Муниципального Центра эстетического воспитания детей и молодежи (г. Новочеркасск):
— В процессе работы я как тренер вела групповую, психосоциальную реабилитацию и обучающий семинар. Меня поразил огромный душевный потенциал людей, которые носят высокое звание — учитель. Говорят, душа болит, вот у учителей она точно болит. О чужих детях, о молодых семьях, которые неправильно воспитывают и строго наказывают детей, о нашем молодом поколении. И очень много говорили о мире, о дружбе и о том, как было хорошо ездить друг к другу в гости.
Если послушать записи наших групп, то трудно определить, кто выделяет ту или иную проблему: русская или чеченская учительница. «Меня не отпускали родители…. Они сказали, что тебя там украдут» — слова, сказанные чеченкой о поездке в Новочеркасск. Они вызвали шок у наших учителей. Но сразу открывали правду: мы смотрим друг на друга сквозь кривое зеркало.
Процессу взаимодействия и диалога предшествовали реабилитационные мероприятия. И оказалось, что травмированными были обе стороны: русские и чеченцы говорили о личностной травме, о своих нарушениях в доверии и восприятии окружающего мира. У чеченских учителей мы смогли бы списать травматические переживания на военные действия в республике, но и русские учителя давали те же травматические реакции и реагировали на реабилитационные мероприятия точно так же. И здесь мы считаем, что столкнулись с тенденцией на профессиональное «выгорание» наших участников — учителей, которое проявляется в нехватке их сил на себя, с глобальным ощущением безнадежности, изменением мироощущения.
Учитель – это очень мощная сила. Это человек, которому доверено воспитание и образование наших детей. Травмированные взрослые вкладывают (хотят они этого или не хотят) травматические переживания в формирующиеся личности детей. Любая травма не дает развиваться человеколюбию и толерантности. Глубоко травмированная личность теряет способность сострадать и сопереживать. Профессиональное «выгорание» учителей приводит к деформации и социальным нарушениям, которые в любом случае будут отражены в подрастающем поколении.

«УВАЖАЯ СЕБЯ В СЕБЕ, НАЧИНАЕШЬ УВАЖАТЬ ДРУГИХ»

Лайла АЮБОВА – Региональное общественное движение «Диалог» (Чеченская республика):
— Сегодня сложилось такое мнение, негативный стереотип, что если человек из Чеченской республики, то он террорист, бандит, а в русском наши дети войны видят врага-завоевателя. Мы начали свою работу над этой проблемой еще в 2000 году. Для стирания негативных стереотипов, для содействия реинтеграции и интеграции наших детей и молодежи нужно проводить как можно больше межрегиональных миротворческих образовательных программ. Пример этому — проект «Наше будущее» — первый диалог чеченских и осетинских детей после трагических событий в Беслане.
Когда мы говорим о миротворчестве, мы должны иметь в виду, что обществе, в котором мы живем – это не община, не коммуна, не монолит, оно состоит из личностей, индивидуумов. Нужно быть самими собой. Слушать свой внутренний голос. Пребывать в состоянии постоянного диалога и с самим собой, и с миром, через этот диалог принимать в себя все разнообразие культур, позиций, точек зрения. Уважая в себе себя, органично и необходимо начинаешь уважать такого же, как ты, любого, кто рядом. С его собственной личной позицией, с его собственным, отличным от твоего, внутренним миром и голосом, традициями, обычаями и религией. Миротворчество — это и этическое, мировоззренческое понятие, восприятие и принятие всего мира в себя, когда нет разделения на «свое» и «чужое». Весь мир в светлых его проявлениях, в органичном соединении несоединимого, взаимопроникновении и сознании.
С сожалением приходится отмечать, что пока мы не идем на опережение ксенофобии, негативного стереотипа, проявления ненависти к представителям «чужих». Там, где вчера еще нужны были единицы миротворцев, сегодня необходима армия миротворчества, так как, безусловно, необходимо проводить межрегиональные миротворческие программы по всей России. Иначе в ближайшие годы все столкнутся с новыми угрозами и вызовами. Для решения этих проблем необходимо мобилизовать все структуры власти и общества, заинтересованных и действительно стремящихся изменить ситуацию к лучшему. Необходимо поддерживать сеть миротворчества всем секторам власти и общества. В России Центр миротворчества должен находиться здесь, в Чеченской республике. Кому как не нам, знающим цену мира и миротворчества, учить других, делиться опытом, знаниями.

«РУССКИЕ ВОЕННЫЕ ДРУЖАТ С ЧЕЧЕНСКИМ ДЕТСАДОМ»

Малика ОКУНЧАЕВА — Чеченское республиканское отделение Российского детского фонда (Чеченская республика).
— Проблеме социальной реабилитации детей Чеченской республики необходимо уделять самое пристальное внимание, однако в республике нет ни одного реабилитационного центра, в котором дети смогли бы получить медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию. Наши дети растут в военных условиях, и сегодняшняя действительность оставляет в их маленьких сердцах большие раны.
Осенью 2005 года республиканским отделением Российского детского фонда был реализован проект «Я рисую садик». В его рамках во всех детских садах ЧР прошел конкурс рисунков. По эскизам детских рисунков начали строительство детской игровой площадки в Курчалоевском детском саду №1. В строительстве площадки приняли участие 15 добровольцев из числа незанятой молодежи и военнослужащие Курчалоевской комендатуры. Вначале детишки относились настороженно к своим гостям, но, смотря на то, как они строят им площадку, постепенно сблизились, и в перерывах между работой дети рисовали вместе с военнослужащими, танцевали для них, показывали свое мастерство. На презентации нашего проекта представитель ОМОН УВД Хабаровского края объявил о том, что они решили взять шефство над Курчалоевским д/с № 1 «Серло». Так ребята из Хабаровского ОМОНа подружились с воспитанниками детского сада и уже не раз привозили им игрушки, книжки и видеокассеты с мультиками. Уникальность нашего проекта состояла в том, что в данном регионе не было примеров непосредственных дружественных контактов чеченских детей и федеральных военнослужащих. Эти контакты послужат цели сближения и развитию взаимопонимания между указанными группами, дети избавятся от страха перед военными, а те, в свою очередь, увидят мир глазами детей.

«ОЧЕНЬ ЖЕНЩИНЕ НА СВЕТЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ВЗОШЛИ ПОКОЯ ВРЕМЕНА!»

Анна ЧЕКУЛАЕВА – педагог дополнительного образования Муниципального Центра эстетического воспитания детей и молодежи:
— Давайте заглянем в корень зла. Это мы с вами, дорогие женщины, воспитываем таких мужчин, которые начали играть в войнушку и делают это до седых волос. Это мы с вами, женщины, разрешили им так жить. Давайте попросим у них прощения за то, что мы ошиблись. Мы должны захотеть воспитать такого ребенка рядом с собой, так захотеть, чтобы ребенок понимал, что война – это плохо, что убивать рядом животное, срывать траву без надобности – это плохо. Но это нужно начать с себя, начать со своей семьи. Естественно, что на нас, на педагогах, лежит двойная ответственность: за собственных детей и за детей, которых нам доверили. И поскольку мы с вами не случайно здесь собрались, прошу вас, сестры, давайте начнем с себя, со своего ребенка. И в классе тоже будем считать каждого ребенка своим.
Я хочу прочитать вам стихотворение «Венец дружбы», которое родилось из моего сердца и посвящено нам с вами:
Радость встречи снова состоялась
На высоком уровне сердец,
И с улыбкой взглядом обменялись,
Нашей дружбы отыскав венец.
Мы родились вновь в эти минуты,
Жизнь включилась с чистого листа,
Наши души вместе, не согнуть их!
Возродилась детская мечта.
А мечталось нам всегда о счастье,
Об уюте в доме, о тепле,
Чтоб очаг наш обошли ненастья,
Чтобы мир на нашей был земле.
Вновь сплетен венец из нашей дружбы,
И посеем мира семена!
Очень женщине на свете нужно,
Чтобы взошли покоя времена,
Чтобы дети взрывов не пугались,
И сияли радостью глаза.
От войны мы очень все устали,
И об этом каждый должен знать.
Давайте начнем воспитывать собственных детей так, чтобы над их головами воссиял венец дружбы!

«… А ТЕЛЕГУ ВЕЗУТ ПОТОМКИ»

Валентина ЧЕРЕВАТЕНКО — председатель-координатор Союза «Женщины Дона» (г. Новочеркасск):
— В какой-то из поездок нам удалось приобрести словарь адыгской этики. В нем мы нашли определение толерантного человека. По этому словарю, толерантный человек – это человек с длинным горлом! Гнев не должен успеть выйти наружу прежде, чем ты не оценил ситуацию, не понял, что проблему можно решить по-другому. Наверное, своих потомков мы должны этому научить, чтобы горло было у них длинное, независимо от национальности. А чеченская притча гласит: добро и зло, брошенное назад, оказываются впряженными в телегу, которую везут наши потомки. Мы бросаем, а наши дети собирают. И вот ради того, чтобы мы бросали и сеяли доброе, мы здесь и собрались…

На конференции 29 июня был принят ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ. Участники конференции рекомендовали: «Направить в адрес Президента РФ В.В. Путина, Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, межведомственной рабочей группе по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов предложение о создании в рамках приоритетного национального проекта «Образование» как возможной «точки роста» следующего направления: «Воспитание межэтнической и межконфессиональной толерантности, культуры мира и ненасилия в школьной среде», цель которого – достижение позитивных сдвигов в процессе межэтнического и межконфессионального общения в российском обществе».