Сегодня:

Серьезные неточности в некоторых публикациях местной прессы подрывают доверие к ней. Вот несколько примеров.

В «Донской речи» № 27 от 05.07.2006 г. напечатано два заинтересовавших меня материала: «Грековские традиции» и «Ее именем названы улицы». Первый – интервью с заведующей Домом-музеем М.Б. Грекова Татьяной Родионовой Владислав Альбеков предварил сведениями о Грекове. К сожалению, некоторые из них не соответствуют действительности. Например, он пишет, что «М.Б. Греков положил начало батальной живописи в России». На самом деле этот жанр существовал в России задолго до Митрофана Борисовича. Его предшественниками в этой области были В.Д. Поленов, В.В. Верещагин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, его учитель Франц Рубо. И первые батальные картины Греков начал писать не в Новочеркасске, где он поселился в 1918 году, а значительно раньше. Так, картина «Атака лейб-гвардии керасирского полка» написана им в 1911 году, а начиная с 1913 года батальная тема стала преобладающей в его творчестве.
Совершенно неверно утверждение автора интервью о том, что большинство грековских картин хранится в его доме, ставшем музеем. Увы, здесь их всего несколько, остальные же находятся в Ростове, Москве и других городах.
В заметке «Ее именем названы улицы» Галину Петрову авторы представили нашей землячкой. Татьяна Толстова и Светлана Викторова, видимо, исходили из того, что все земляне – земляки. Но есть ведь более точное определение. Земляк (землячка) – это уроженец одной с кем-нибудь местности. А будущая Герой Советского Союза Г.К. Петрова родилась в г. Николаеве (тогда УССР). В Новочеркасске она жила непродолжительное время перед войной, обучаясь на лесомелиоративном факультете НИМИ (нынче НГМА).
В первом номере журнала «Новочеркасск» за этот год напечатана статья историка-краеведа Е. Кирсанова «Фонтаны Новочеркасска». Статья проиллюстрирована шестью фотографиями, в числе которых одна черно-белая. Все бы было хорошо, если бы не годы, указанные в надписи на фото.
Дело в том, что 80-квартирный дом со встроенным кинотеатром и детсадом (Троицкая пл., 1), на фоне которого сфотографирован фонтан, был возведен не до войны, а гораздо позже. Этому есть документальное подтверждение. На фотографии, относящейся к началу октября 1955 году я (прошу извинить за нескромность) смотрю на фонтан, а за спиной у меня молоденькое деревце зарождающегося сквера и этот самый дом, поднявшийся всего на два этажа.
Кстати, в тексте статьи Евгений Иванович сообщает, что фонтан до начала 50-х годов стоял на Красной (Ермака) площади, а по случаю «восстановления площади Жертв революции (ныне Троицкая площадь, «Круг») было принято решение перенести на нее чугунный фонтан…». Однако и здесь требуется уточнение. К указанному времени на площади нечего было восстанавливать, т.к. от Троицкой церкви и построек при ней не осталось и следа. Речь шла о формировании нового облика площади в соответствии с генпланом, разработанным тогдашним главным архитектором города Н.Я. Гладких. Сомнительно и следующее утверждение Кирсанова: «Фонтан перенесли и установили, но без необходимых подготовительных гидротехнических работ, что вскоре привело его к разрушению». Историк-краевед наверняка знает истинную причину, по которой убрали фонтан. Не техническое состояние, а более высокие соображения предопределили его снос. Площадь Троицкая, ставшая площадью Революции, нуждалась в соответствующем новому имени оформлении. К 50-летию Великого Октября в центре сформировавшегося сквера, на месте фонтана соорудили композицию из черного пластмассового параллелепипеда с барельефными портретами Подтелкова и Кривошлыкова, металлического обелиска и мелкого (типа плескательного) бассейна. В 1974 году декорацию на месте бывшего храма еще раз сменили, установив большой бетонный памятник «Борцам за советскую власть на Дону».