« — Это где же ты, злодей,
Набрался таких идей?!»
Л. Филатов
«Сказка про Стрельца».
… И вот, на ровном месте, состав занесло. Да так, что пассажиры набили шишки, Машинисту набили шею, а он храбро сдал … Стрелочника! А что поделаешь, когда Министр Путей Сообщения ногами по шпалам топает, рельсы в узлы завязывает – гневается. А как тут не гневаться, когда колею выложили глубокую, ни влево, ни вправо, казалось, не вынесет – а занесло! Да так занесло, хоть стреляй, хоть расказачивай.
Фирменный поезд «Донская речь» отправился со станции «Горбатово» по расписанию. На станцию «Читатели» он вез объемный труд историка Кирсана Иваныча «Расказачивание». И мирно покачивались на страницах-полках слова: «Представить себе не можете, каких людей дают нам в атаманы. Придет такой генерал в Новочеркасск, никогда в глаза не видевший жизни казачьей, и начинает строчить приказы и вводить реформы, а между тем знакомство его с краем настолько убогое, что иногда целый год ему растолковывают, что такой казачий земельный паек…».
Увидел эти слова Ревизор, а может, они сами в глаза Министру Путей Сообщения бросились. Глаза у последнего кровушкой налились! Словом, стоп-кран сорвали, состав на запасные пути отправили, Машиниста повели на ковер. А тот, не будь глуп, на ковре расселся и давай про последние достижения техники сказки сказывать. Мол, паровоз нынче такой, что он, Машинист, и не нужен – автопилот есть. И когда Кирсан Иваныч недозволенный груз вез, его, Машиниста, в кабине не было. А что состав с рельсов сошел, так то известно, кто гад: Стрелочник.
Зарылись чиновники МПС в историю и нашли, что переводить стрелки сей вечно виноватый «герой» учился не в Госскамейкадемии, а просто … на частной лавочке! И с этой вот самой лавочки набрался вредных идей и был внедрен лавочниками со спецзаданием: испортить резкими словами гладкую донскую речь.
Стрелочника уволили. Машинист сухим с ковра вышел. Министр Путей Сообщения куда следует все сообщил. Кирсан Иваныч на своей полке остался. А стрелки забили, чтоб они больше — ни-ни. И пошел дальше состав по маршруту: Сфероплюсовск – Универсамо-Центральное – Гордумово – Соборово – Фонтановск – Мэриевка.
Пассажиры – народ праздный, им бы все сплетничать да косточки перебирать. И пока состав из колеи в колею помотало, они занялись слухами. Слухи пошли, что Стрелочник – вообще-то верстальщик, «Донская речь» — не поезд, а издание. И в этом издании те самые слова, о генералах в атаманах, не Стрелочник сказал, и даже не Кирсан Иваныч. А это цитата из книги донского писателя И.А. Родионова «Тихий Дон», написанная в 1914 году. И цитирует в ней автор слова одного старожила, сказанные, возможно, про барона фон Таубе, а может, про графа Граббе. А виновен Стрелочник (он же верстальщик) лишь в том, что эту самую фразу взял да в тексте и выделил. А Машиниста (по слухам – редактора) на месте не было. Хотя по закону, которым все газеты живут, журналы, да радио с телевидением, окончательное решение о выпуске СМИ (и всех в нем статей и статеечек) принимает редактор. После того, как их прочитает, конечно…
И с чего, удивляются пассажиры, Министр Путей Сообщения такую панику поднял? Никак в приведенной цитате признал своего начальника? Так его почти век назад еще даже в люльке не было… Но кто разберет этих министров? Увидели же они два года назад в вечернем Новочеркасске какого-то воровливого алтайского мужика, за своего главного приняли. Они знают, им-то виднее: приметы совпали.
Замолчали пассажиры, дальше читать газету принялись. А продолжение той цитаты еще интереснее: «Наконец человек освоился, хоть в теории понял эту казачью азбуку, смотришь, его уж и убрали, а вместо него прислали другого сановника, и снова начинается та же волынка… Согласитесь, что нельзя же учиться управлять краем на живом народном теле… Ну, а как такое управление отзывается на самом несчастном казаке, лучше и не говорить. Погубили Дон, доконали казака окончательно, и никто-то там, в Петербурге, видеть этого не хочет».
Да, задумались пассажиры, назначит Министр Путей Сообщения писателя И.А. Родионова тоже Стрелочником. Потому как только под влиянием какой-нибудь частной лавочки можно написать, что жестоким нарушением казачьих прав и привилегий, ведущим к расказачиванию и гибели казачества, является введением в Новочеркасске закона о городовом управлении – избрание городской Управы, городского Головы, городской Думы. Казачья столица не только потеряла самоуправление – «иногородние стали фактическими собственниками, совладельцами всего того, что было построено в свое время казачьим трудом на казачьи деньги на казачьей земле».
… И снова состав дернулся и резко затормозил. Министр Путей Сообщения всеми путями пытался сообщить своему Голове, что воскрешение усопшего в прошлом веке писателя Родионова невозможно и на должность Стрелочника нужно искать здравствующую кандидатуру. Возможно, на нее переведут теперь самого Машиниста? Ведь он тоже в свое время сиживал, бывало, на частной лавочке…