В городе довольно много мемориальных досок, посвященных знаменитым людям или важным событиям, происходившим здесь в разное время. Большинство из них зафиксировано в местной энциклопедии, но не все. Некоторые были упущены, другие открыты уже после ее выхода в свет.
Когда я участвовал в подготовке второго значительно более полного издания энциклопедии «Новочеркасск» (2005 г.), мне пришлось уточнять наличие мемориальных досок и содержание некоторых текстов на них. Тогда-то я впервые увидел на доме № 3 по Дворцовой улице небольшую мемориальную доску с необычно коротким текстом: «Здесь с 1933 по 1936 год жил Герой Советского Союза Ф.Г. Коробков». Фамилию Героя, который жил в Новочеркасске в годы моего младенчества, я видел тоже впервые.
Пришлось обратиться к книге «Герои Советского Союза (краткий биографический словарь», М., 1987). Познакомился с жизненным путем кадрового военного Федора Григорьевича Коробкова (1898-1942 гг.). Однако никаких указаний на связь Коробкова с Новочеркасском я там не нашел. Помогли публикации в городской газете «Знамя коммуны» местных краеведов А.В. Виноградова и И.Я. Кравченко. Оказалось, что после окончания Качинского летного училища в 1933 г. Ф.Г. Коробков, естественно, еще не будучи Героем, был направлен в Новочеркасск начальником 23-й эскадрильи, базировавшейся в Хотунке. Там же служила и его супруга Надежда Михайловна в звании майора медицинской службы. В 1934 г. с Хотунского аэродрома Ф.Г. Коробков во главе эскадрильи отправился в Москву, где участвовал в майском параде. В 1936 году воевал в Испании. «Генерал Павлович» (там все советские военачальники скрывались под псевдонимами) девять месяцев помогал воинам-интернационалистам, боровшимся с фашистским режимом Франко, которого поддерживал Гитлер.
С июня 1941 г. Федор Григорьевич включился в борьбу с фашистским агрессором на родной земле. В качестве зам. начальника Военно-воздушных сил Военно-морского флота генерал-майор Коробков участвовал в обороне Севастополя. Там он 24 апреля 1942 года и погиб, попав под бомбежку. Ему не было и 44 лет.
К тому времени он имел уже ряд высоких правительственных наград: два ордена Ленина, два ордена Красного знамени и орден Трудового Красного Знамени Узбекистана (за борьбу с басмачами). Звание Героя Советского Союза Коробкову было присвоено 14 июня 1942 г. (посмертно).
Похоронен Ф.Г. Коробков на кладбище коммунаров в Севастополе. Мемориальная доска в Новочеркасске была установлена в ноябре 1986 г. По техническим или каким-то другим причинам в энциклопедию «Новочеркасск» она не попала. Нет в ней и статьи о герое.
***
Нет в энциклопедии и упоминания и о лермонтовской мемориальной доске. Тут причина ясна. Энциклопедия хоть и обозначена 2005 годом и посвящена 200-летию Новочеркасска, но фактически она вышла в свет ко дню рождения спонсора издания генерала А.В. Пониделко (к 8 ноября 2004 г.). А доску, увековечившую время и место пребывания М.Ю. Лермонтова в Новочеркасске, установили позже — 30 декабря 2004 г.
В течение пятнадцати лет художник и краевед В.К. Куинджи имел достоверные документы о том, что в 1840 и 1841 гг. Лермонтов, проезжая через Новочеркасск, останавливался в доме своего бывшего командира М.Г. Хомутова, переведенного из С.-Петербурга в 1839 г. Все это было известно, оставалось дело за малым – точно установить, где был тот самый дом Хомутова. На это ушли годы поисков. Было установлено, что генерал Хомутов, не имея собственного жилья, занимал один из домов, принадлежавших генералу А.А. Мартынову. По обнаруженному в Центральном государственном Военно-историческом архиве плану 12 и 13 кварталов Новочеркасска (это вблизи Александровской церкви) Куинджи удалось установить точное местонахождение дома, в котором останавливался Лермонтов. Тот деревянный дом не сохранился, на его месте теперь капитальное здание воинских медскладов. Вот на нем и закрепили мемориальную доску. Рельефный портрет поэта (на основе натурного рисунка, выполненного художником Д. Паленом в 1840 г.) и соответствующий текст по собственному проекту 75-летний Вильям Константинович исполнил собственноручно.
***
Об академике пейзажной живописи Л.Х. Фрикке в энциклопедии есть не только статья, там помещен и его портрет, а вот мемориальная доска, посвященная ему, в перечень оных попасть не могла, т.к. она установлена совсем недавно (27 декабря 2005 г.). Как и первый наш герой, Фрикке знаком очень немногим новочеркасцам. Несмотря на то, что «родоначальник донского пейзажа», как назвал его искусствовед В.И. Кулишов, более 30 лет (с 1857 по 1893 гг.) жил и творил в нашем городе, его довольно быстро забыли (в фондах МИДК хранится единственное живописное полотно художника «Вид в имении «Фалль»). А ведь с середины 1830-х годов в течение 20 лет его работы имели немалый успех, приобретались в частные коллекции, в т.ч. членами императорской семьи. Его пейзажи были в собраниях Николая I и Александра II. Однако длительное пребывание в Новочеркасске отдалило Фрикке от новых течений в искусстве и, в конечном счете, привело к забвению художника.
Открыл Фрикке для современных новочеркасцев в 1970-е годы местный краевед Адриан Дмитриевич Семченко. Затем им заинтересовался искусствовед В.И. Кулишов, которому удалось выяснить ряд важных подробностей биографии художника. Он опубликовал статью о Фрикке и ряд репродукций его пейзажей. Большую роль в возрождении имени художника сыграла праправнучка Логина Христиановича Фрикке Вера Владимировна Ираклионова. Благодаря настойчивости Кулишова и Ираклионовой и, конечно, поддержке Управления культуры и искусства, состоялось открытие мемориальной доски. Она установлена на доме № 64 по Платовскому проспекту. На темной мраморной доске воспроизведены портрет художника и следующий текст: «Здесь в собственном доме, купленном у М.И. Платовой, жил и работал с 1861 по 1893 год выдающийся русский пейзажист академик Логин Христианович Фрикке (31.12.1820-9.09.1893)». Упомянутая в тексте М.И. Платова – это внучка атамана Платова, Марфа – дочь Ивана (второго) Матвеевича Платова.
В заключение хотелось бы сказать, что в «хозяйстве» памятных досок не мешало бы навести порядок.
Во-первых: не все они находятся в соответствующих им местах (об этом писалось неоднократно).
Во-вторых: тексты некоторых мемориальных досок не проясняют, а затуманивают смысл отмечаемого события или факта.
В-третьих: некоторые персоны удостоены двух, а то и трех мемориальных досок. Так – три доски посвящены Г. Петровой, причем две из них – с явными искажениями фактов биографии героини; в трех местах помещены мемориальные доски бывшему соратнику Ленина Ф.В. Ленгнику.
И последнее. Открытие мемориальных досок, как и открытие любого памятника, проходят в торжественной обстановке – с речами, с возложением цветов. А вот снимают их (я не имею в виду случаи вандализма) тихо, незаметно. Так исчезли мемориальные доски с именами М.В. Фрунзе и Б.М. Думенко. «Потерялась» во время реконструкции школы № 3 большая мемориальная доска с именами выдающихся выпускников бывшей мужской Платовской гимназии. Благо текст этой доски в энциклопедии сохранился – пропажа обнаружилась позднее.