Сегодня: 25 ноября 0681, Пятница

Работники скорой помощи звонили в редакцию неоднократно. Не рассчитывая на нашу помощь, они, тем не менее, рассказывали нам ту правду о медицине, что скрывается за сверкающим экраном «Новочеркасск-ТВ». Мы не раз предлагали им об этом написать. И вот пришло письмо, автор которого работает фельдшером. Сегодня работает. И не называет себя, потому что завтра, после выхода в свет этого номера «ЧЛ», работать не будет – если «где следует» узнают фамилию автора.
Мы публикуем письмо практически без изменений. Убрав из него только две фамилии. Для горожан они ничего не значат, а на станции «героев» узнают и так. Нам же просто не хочется тратить время на бесполезные суды с гражданами с ущемленной честью, достоинством, пострадавшей деловой репутацией. Нам важнее проблема.

Здравствуйте уважаемая редакция! Достаточно давно читаю прессу нашего города и, ввиду специфики работы, обращаю внимание на некоторые статьи. Долго не могла найти свободное время для письма-ответа на гневные статьи, указывающее на якобы отвратительную работу станции скорой медицинской помощи города Новочеркасска. Такие как «Открытое письмо главврачу БСМП г. Новочеркасска Таранцу В.В.» в «Новочеркасской неделе» от 14-20 ноября 2005 г. или письмо под названием «А нужна ли нам такая медицина?» в вашем издании от 5-го октября 2005 года. Сама я, к сожалению, являюсь работником станции, будучи в должности линейного фельдшера выездной бригады.
Мои раздумья над обвинительными статьями и письмами разгневанных горожан о том, а действительно, нужна ли такая медицина, привели к неутешительному выводу. Подумала, проанализировала и поняла: нет, такая медицина не нужна, такая работа «скорой» не нужна, как, по всей видимости, не нужна и станция скорой медпомощи.
Почему? Всё очень просто, и не нужно иметь специальное образование или быть гением, чтобы понять катастрофичность ситуации…
Взять условия работы и отдыха рядовых сотрудников, предоставленные руководством станции на её территории, прибавить среднюю зарплату фельдшеров и дополнить отношением к «скорой» медучреждений и самих больных — аккурат получается тот вышеуказанный вывод! Очень маловероятно, что найдутся среди горожан или представителей СМИ города люди, желающие узнать, отчего так некачественно работает служба «03». До сих пор никто так и не «снизошёл» до подобного. Это можно понять, ведь куда удобнее строчить гневные, полные сарказма и лжи письма в газеты и горздравотдел.
По той же причине обыватель не желает знать, как на самом деле функционирует станция скорой медпомощи, предпочитая выслушивать сладенькую, по моему мнению, ложь по местному ТВ, исходящую от господ Волкова, Таранца, Солощенко и понимать нашу работу по «навороченным» западным сериалам…
А проблем у ЕДИНСТВЕННОЙ в городе станции «скорой» выше крыши!!!
Взять, например, условия работы и быта на территории станции. Поверхностный и некачественный ремонт ветхого, аварийного здания станции. Все слухи о «евроремонте» оказались беспочвенны, а по окончанию ремонта — просто смешны. Смешны не нам, а господам бухгалтерам, экономистам и завхозам, ибо финансовая основа позволяла провести десять подобных «евроремонтов». Вот и скалятся в лица медиков те, кто списывал деньги. Ну да ладно. Доказать очень сложно, комиссий не будет, а с повинной никто не придет.
Отсутствие мебели для хранения личных вещей и формы, нехватка кушеток для отдыха вынуждает работников тянуть из дома старые шкафы и диваны, стулья и кресла. К сожалению, часть шкафов пришлось поставить в теснейшие комнаты отдыха, так как начальство станции недовольно, что мебель стоит в коридорах. Несколько шкафов вдруг оказались угрозой пожарной безопасности станции!
Являясь чуть ли не проходным двором, территория станции активно посещаема в любое время суток людьми, к медицине никакого отношения не имеющего. Существование уличного туалета притягивает прохожих и людей неопределённого места жительства к оправлению нужды. Наличие помоста для ремонта медицинского транспорта привлекает господ, мимо едущих, дабы подремонтировать своё личное авто. Кои на вежливое замечание о том, что здесь, как бы, не автомастерская, по-своему вежливо отправляют по далёким анатомическим путям и грозятся физически помочь. А в ночное время двор станции пополняется личными авто господ, проживающих поблизости.
Наличие на территории станции необходимого амбулаторного отделения способствует паломничеству больных, которым отказала в медпомощи поликлиника, пьяных, желающих получить укол от алкоголизма, хронических больных и, к сожалению — воров. Не нужно грешить на коллег по работе: ворами, как правило, оказываются безработные прохожие или студенты. Таких умников ловили, правда — редко. Что делали — не скажу, но уползали ребята крайне недовольными. Воровали личные вещи и медицинские сумки, оставляемые в помещении. А стоимость сумки руководители станции взыскали с медработника!
Только недавно начата выдача медицинской спецодежды. До этого фельдшера вынуждены были покупать форму за свой счёт, ибо альтернатива носить белый, неудобный, быстро приходящий в негодность халат мало кого устраивала. Но некачественный пошив формы вынудил медработников освоить ещё и швейное дело.
До сих пор идут эксперименты по подбору медицинских сумок. Неудобные и тяжёлые металлические чемоданы сменялись убогими холщовыми сумами. Наконец, были закуплены новые чемоданчики, хоть и легкие, но маловместительные. Неужели нельзя перенять опыт у коллег из больших городов и приобрести удобное оборудование!?
Кстати об оборудовании. Вы в курсе, что собой представляет салон «УАЗа» «скорой»?.. А ничего! Отсутствие удобных сидячих мест, древние носилки, ящик с инструментами и сильный, доводящий до головных болей запах бензина. Вот и всё… Никакого медицинского оборудования. В «ГАЗелях» куда удобнее и лучше, но носилки, собранные из непрочных деталей, представляют собой громоздкую конструкцию, грозящую отдать богу душу при первой же попытке эксплуатации. А в случае поломки новенького авто починкой вынуждены заниматься рядовые водители станции, поскольку начальники БСМП по неясным причинам не желают связываться с заводом-изготовителем. Запчасти водители зачастую вынуждены покупать за свой счёт!
Достаточно напряжённый и тяжёлый график работы выматывает людей и не способствует созданию радушного отношения к работе и окружающим. Двадцать четыре часа поездок в неудобной, отравляющей лёгкие машине, бесконечная беготня по этажам и подъездам, ночные поиски адресов. А ведь из-за маленькой, издевательской зарплаты некоторые фельдшера работают на полторы ставки, увеличивая моральную и физическую нагрузку. Зачастую фельдшеров, приехавших ранним утром на вызов, обвиняют в пьянстве или наркомании, так как человек с трудом держится на ногах и с трудом ворочает языком. В связи с нежеланием руководства комплектовать бригады по закону, на фельдшеров и водителей возложены обязанности санитаров. То есть приходится таскать больных на носилках, которые порой весят не меньше, чем пациент. Причём за символическую плату в триста рублей за месяц работы! Ладно, если фельдшер — бывший спортсмен двухметрового роста, ну а если это молодая девушка? Ведь порой приходится нести человека с верхних этажей «многоэтажек». И не торопятся родственники помочь, а при просьбе о помощи можно в ответ услышать все, что ни пожелаешь, от жалоб на больную спину до ругани и угроз!
А какие возмущения вызывает у населения тот факт, что фельдшера заезжают домой перекусить! Ведь отсутствие нормальных условий для приёма пищи превращает медика в потенциального больного. Попробуйте раз в четыре дня питаться одними бутербродами и спать по два часа! Долго ли выдержит ваш желудок и нервная система? Вот и объясните мне, уважаемые (кем-то) критики, как же, по-вашему, должен выглядеть образцовый фельдшер? Учесть все возмущения, критику и условия работы — так получается не человек, а какой-то механизм, который выполняет свою работу, не требуя пищи, денег, с глуповатой пластиковой улыбкой на лице и покорностью раба. Видимо, современный медработник в представлении обывателя — это блаженный идиот с энциклопедическими познаниями и суицидальным человеколюбием. Возможно, это звучит несколько грубо, но после той грязи, что льют обыватели на «скорую», создаётся именно такое впечатление. Жаль.
Часто горожане жалуются, что не могут дозвониться в службу «03». И ничего удивительного в этом нет, просто приём вызовов по ЧЕТЫРЁМ телефонам осуществляет ОДИН человек!!! А ведь звонят порой такие замечательные граждане, как чиновники администрации и частные предприниматели, кои в течении долгого времени объясняют, какие они пупы земли и какая расправа ждёт медиков в случае задержки вызова. Или граждане, имеющие инвалидность и многочисленные заслуги, кои они торопятся изложить, прежде чем сделать вызов! И такие разговоры затягиваются на пять-десять минут. И если диспетчер пытается прервать абсолютно ненужный поток информации, то в ответ несутся мат и угрозы! Граждане считают, что им виднее, как делать вызов! А ведь звонят ещё «коренные» жители города, чей сильный кавказский акцент делает телефонный разговор невозможным, звонят дети, хулиганы, пьяные, психически нездоровые люди.
А какие поводы предлагает местное население скоропомощникам для вызова! Все записать — так пара фолиантов выйдет! И от комичного до трагичного в них будет один шаг… Ну, поймите господа, что — алкогольное опьянение, мурашки по спине, сломанный ноготь, чесотка, кашель, какой-то не такой цвет мочи, кожи, стула, ушиб пальца, покалывание где-то там, поскрипывание где-то тут, запор, отсутствие аппетита, бессонница, невнимание окружающих, презрение начальника, спор или ругань с родственниками, НЛО за окном, говорящие тараканы, облучение радиацией квартиры сотрудниками ФСБ, желание поговорить, косой взгляд соседа, не такое, как вчера, выражение лица грудного ребенка, изменение цвета волос или пола — это не повод требовать приезда «скорой»!.. Нет-нет, господа критики! Это не фантазия моя разбушевалась, это всё реальные случаи! Но население у нас иногда умное и находчивое, и теперь никто уже не скажет, мол, «температура у меня!» или «я палец в дверях прищемил!», теперь повод практически один и тот же — «с сердцем плохо!» или «мне плохо, я сознание теряю!»… А по приезду «скорой» больное сердце оборачивается лёгким алкогольным опьянением, а «теряю сознание» — приступом истерики и желанием устроить родственникам шоу…
Или же «добрые люди» вызывают «скорую», увидев лежащего на улице человека. Да, это спорная тема. Порой случается, что люди теряют сознание в летней духоте экологически мёртвого города или получают травмы, падая в зимние месяцы. Мы готовы оказать необходимую помощь, ведь это наша работа. Но эти случаи достаточно редки. Чаще «скорую» вызывают «хорошо отдохнувшим» товарищам.
А добросердечные прохожие или жители окрестных домов считают ниже собственного достоинства подойти к «поплохевшему» и просто поинтересоваться, — а нужна ли тому «скорая»! Естественно, куда интереснее и зрелищнее послушать, куда и во что конкретно пошлёт разбуженный алкоголик медработника!
Не знаю, открою ли я для таких добросердечных господ ужасающую тайну, но существуют в нашем городе и люди без определённого места жительства! И если подобный товарищ присел посреди центральной улицы отдохнуть или погонять вшей, то это вовсе не смертельное заболевание, при котором необходимо срочно звонить в «скорую» и в истерике кричать о трагической гибели прохожего! Объясните, с чего вы взяли, что возня с алкоголиками и БОМЖами входит в обязанности «скорой»?
А в курсе ли господин беспощадный критик того, как здорово работают сотовые операторы города? А знаете ли вы, что очень часто жители нашего города, пытаясь вызвать «скорую», попадают в соседние города? Например, в Ростов, Аксай, Каменоломни, Шахты? Зачастую выясняется, что «скорую» уже три часа ждут на улице Красноармейской, естественно, эти выяснения идут в традициях нашего города — с матом, угрозами и хамством, да только в финале разговора оказывается, что грозный, но глупый собеседник дозвонился в Ростов, где такая улица имеется и естественно вызов ростовские коллеги приняли…
И всё это сваливается на одного единственного человека!!! Какую же нервную систему нужно иметь, чтобы не заработать нервный срыв на такой должности и с такими нагрузками и стрессом!???
Хронически больные пожилые люди вынуждены вызывать «скорую», так как при звонке в поликлинику им ОТКАЗЫВАЮТ В ПРИЁМЕ ВЫЗОВА, видите ли, их на сегодня и так много!!! Или же вызов принят, но ни в день звонка, ни в последующие дни участковый врач так и не приходит. И люди обращаются в службу скорой помощи. Да только не можем мы выполнять работу участковых медиков, не можем назначить препарат, необходимый для нормальной жизнедеятельности, тем более выписать рецепт. И постепенно поликлиника перекладывает свою работу на «скорую», да только людям от этого не лучше. Ведь «скорая» занята работой с хроническими больными и не успевает на действительно «скоропомощные» вызовы, да и не получат больные необходимого лечения. Вряд ли от укола пройдёт гипертония, мучившая десятилетиями, или хронический бронхит, ведь нужен курс таблетированных препаратов, который может назначить только участковый врач.
Кстати, когда вы вызывали «скорую», вам когда-нибудь говорили, что, мол, — «вызовов и так много, мы к вам не приедем!»?…
Очень часто, наши требовательные пациенты отказываются встречать машину «скорой», несмотря на просьбы диспетчера! В ответ можно услышать всё что угодно, от «обойдётесь, это ваша работа, найдёте…» и до очередной порции отборного мата…
Достаточно трудно работать в условиях нехватки автотранспорта. Ведь станция «скорой» с двумя подстанциями и пятнадцатью машинами работает по городу, дачам, посёлкам Луговой, Ключевой, Октябрьский, Молодёжный, Донской, Соцгород, Хотунок, Новый городок, по хуторам Яново, Татарка, Епифановка! Вы можете возмутиться, господин критик, ведь известно, что гараж «скорой» насчитывает около двадцати машин! Да, только, как правило, одна-две машины стоят на ремонте, кто-то из водителей в отпуске, а кто-то на больничном. И при этом машинами «скорой», с распоряжений господина Таранца, не стесняются пользоваться чиновники горздравотдела, бухгалтер БСМП, работники станции переливания крови и не всегда в служебных целях! Много времени забирают перевозки пациентов из больницы в больницу, по домашнему адресу. Удивляет, когда родственники вызывают «скорую», чтобы транспортировать пациента с бронхитом в больницу, а сами, на личном авто, едут следом за машиной. Или может такие люди считают, что, имея направление на лечение в больницу, следует прибывать только на «скорой»? А ведь наша служба ещё и осуществляет межгородские перевозки врачей и пациентов, дежурство во время соревнований и городских праздников, к тому же несколько бригад порой снимают на «учения». Это нужно и важно, но при таком убогом состоянии автопарка, отсутствие двух-трёх машин в смене просто катастрофично!
Нас часто упрекают в том, что проще вызвать такси и ехать в больницу, нежели дождаться «скорую»! Ну, так посчитайте, господа критики, сколько в городе машин «такси»! Я лично уверена, что больше ста!
Кстати, если кто следит за каждодневным выходом передачи «Акцент дня», то может, он видел блокбастер о выдаче станции «скорой» новых «ГАЗелей». В этом, полном спецэффектами, триллере снялся лично господин мэр, жалко, роль так себе, а текст насквозь лжив. Россказни о пополнении автопарка «скорой» не более чем пиар-акция! Парк НЕ ПОПОЛНИЛИ, его просто подновили! Общее количество автомобилей осталось такое же убогое! Неплохо выступило начальство станции, уговорив лояльных фельдшеров устроить спектакль с выездом на вызовы на новых машинах! Да только когда выключили камеры, «ГАЗели» были отправлены не на линию, а в гараж! И ещё с месяц, а то и больше их так и не видели!
Оставляет желать лучшего и заработная плата сотрудников станции (правда не всех, но об этом далее). Молодой специалист, выпускник медицинского училища, придя на работу, будет получать две — две с половиной тысячи рублей в месяц, работая на ставку! И так в течение трёх лет! Проще окончить курсы менеджеров, маникюра, пользования компьютером и работать в небольшой фирме, нежели получать ТАКУЮ зарплату! Хорошо если молодому специалисту помогают родители, а если у него есть семья, ребёнок? Извините, какой индивидуальный подход, самоотдачу и человеколюбие вы ожидаете от медработника, который вынужден работать на нескольких работах и постоянно думать о том, как ему прокормить и одеть семью? А может, вы считаете, что государство по достоинству оплачивает труд фельдшера? Давайте прикинем. В сутки у одной бригады «скорой» получается сработать по двадцати-двадцати пяти вызовам. В месяц фельдшер работает около восьми суток. Возьмём вышеуказанную зарплату и разделим на количество вызовов за месяц работы. Получается, что государство платит медработнику за ваше здоровье или жизнь около ПЯТНАДЦАТИ рублей! О популярности работы на «скорой» говорит то, что в год на станцию приходят два-три выпускника медицинского училища!
Конечно, со временем и опытом зарплата фельдшера увеличивается, и к годам пятидесяти он может попытаться перестать чувствовать себя нищим отщепенцем. Кстати, коль речь зашла о деньгах. Господа поторопившиеся поверить в телевизионные фантазии правительства России о повышении зарплаты работникам «скорой» и возмущённые сим, — прошу охолониться! Никакого повышения не случилось, а если и случится, то в конце лета и не в таких фантастических цифрах, как вещает ТВ!
Очень хочется от всей души порадоваться за госпожу N — старшего фельдшера станции! Человек, великолепно умеющий заработать! Ведь госпожа N, кроме основной профессии, подрабатывает аптекарем здесь же на станции, а также является линейным фельдшером! Жалко, что за годы работы как-то не удаётся увидеть её работающей на вызовах! Получая зарплату за работу на линии, госпожа N, видимо, лечит так усердно и профессионально, что просто не попадается на глаза остальному коллективу! Ну, просто чудо! Отдельной статьёй доходов идут, видимо, иные, «честные способы отъема денег» — повод для их требования госпожа N из-под земли достанет!
Её последняя «комбинация» заслуживает особого внимания! Во время одной из планёрок она объявила, что необходимо сдать по сто тридцать рублей с человека за некую учёбу и печать рефератов, так как все медицинские учреждения, коим будет повышаться летом зарплата, прошли учёбу, а «скорая» почему-то не успела! Но немного позже госпожа N объявила, что теперь необходимо уже сто пятьдесят рублей с каждого работника! Когда же её наглость дошла до пятисот рублей с человека, коллектив «скорой» возмутился и потребовал детально объяснить, что за мифическая учёба, которая так дорого стоит, и что за профессора и академики занимаются составлением таких дорогих рефератов, и не из сусального золота ли их обложки? Тут госпожа N поняла, что уже играет с огнём и снизила цену до первой цифры. На первом занятии были продемонстрированы рефераты. Несколько листов с текстом, взятым из стандартного справочника фельдшера. При этом заведующая станцией госпожа Кубракова преподносила данную информацию, как нечто новое и сверхважное!
Оставляет желать лучшего отношение руководства станции к рядовым работникам. Манера разговаривать «свысока», отпускать замечания по мелочам и повышать голос — неприемлема. От руководства часто поступают запреты на распространение информации об отсутствии на «скорой» необходимых лекарственных препаратов, причём они сопровождаются угрозами о снятии премии или доплаты. Тщательно скрываются все нарушения сто первого приказа, начальство бездействует и отмалчивается при возникновении проблем у фельдшеров по работе. И при таких внутренних проблемах станции стоит ли говорить об отношении пациентов к работникам «скорой»? Ненависть и презрение. Вот точная формулировка.
Всё чаще «скорую» отказываются встречать, грубят, хамят, вызывают без должного повода. Всё чаще возникают конфликты на вызовах, люди, далёкие от медицины учат фельдшеров, как правильно работать, угрожают, пытаются напасть или ограбить! Чего стоит случай, когда «скорую» обманом вызвали приболевшей собаке «нового русского» и медиков под прицелом оружия заставили лечить животное! И это не нагнетание или больная фантазия, к сожалению, это реалии нашего города!
Итак, отвратительные условия работы, отсутствие медикаментов, необходимого медоборудования, неукомплектованность бригад, грубейшие нарушения сто первого приказа, регламентирующего должную работу «скорой», низкая заработная плата, удивительно жестокое и хамское отношение со стороны пациентов и начальства дают однозначный ответ: «такая медицина» городу не нужна, как, по всей видимости, не нужна и станция «скорой»! Неужели, для вас, критики и жалобщики, медработник — это объект вымещения всей своей злобы, душевной желчи и несостоятельности? Если судить по вашему отношению, то профессия «фельдшер скорой медицинской помощи» стоит где-то между «ассенизатор» и «раб»…
Но можно понять администрацию города и внести некоторые изменения в работу станции скорой медицинской помощи города Новочеркасска. Например, переоборудовать здание станции под залы игровых автоматов, а машины отдать парку маршрутных такси!