Больше года назад, в январе 2005-го, полпред президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак сделал заявление, многих тогда удивившее. В ходе окружного совещания представителей президента в квалификационных коллегиях судей субъектов ЮФО по вопросам формирования и деятельности судейской коллегии он назвал ситуацию в судебной системе «катастрофической и угрожающей». По его словам, даже поверхностные опросы общественного мнения показывают, что люди не видят в судебной системе защитника. Тогда Дмитрий Козак сформулировал стоящие перед участниками заседания задачи. Для того чтобы навести порядок в судебной системе, по его мнению, необходима грамотная кадровая политика. А кроме того необходимо разработать механизм привлечения судей к уголовной ответственности за нарушение закона. В заключение Дмитрий Козак предложил каждому из участников совещания сформулировать свои «дельные предложения по выявлению белых пятен в судебной системе», которые пообещал передать Президенту России.
О судебной системе много сейчас говорят, поэтому радует, когда что-то все-таки делают.
Мы уже забыли о заявлениях и обещаниях Козака, как оказалось: его слова были — не на ветер. На днях нам стало известно, что чиновники аппарата президента России готовят поправки в законодательство по борьбе с коррупцией в правоохранительной системе и судах. Пакет поправок, подготовленный самим Дмитрием Козаком, который даже называют «судебной реформой-2», уже одобрен Минюстом и кабинетом в лице первого вице-премьера Дмитрия Медведева.
Поправки частично пересматривают положения прошлой судебной реформы 2001 года, подготовленной тем же Козаком. Как и раньше Дмитрий Козак продвигает идею силового бюрократического контроля над судами и правоохранительными органами. Что же конкретно предлагает полпред?
Во-первых, он считает необходимым обязать судей и сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры декларировать свои доходы. Но главное — Козак хочет коренным образом поменять порядок привлечения судей к уголовной ответственности. Сегодня возбудить уголовное дело против судьи может только генпрокурор по заключению коллегии из трех судей при согласии квалификационной коллегии. Этот порядок практически не позволяет привлекать судей к ответственности. Теперь, если поправки будут приняты, согласия квалификационных коллегий судей больше не потребуется, а решение о возбуждении уголовного дела будет принимать прокурор субъекта РФ. Заключение же будет давать председатель Высшего суда в регионе единолично. Таким образом, основная новация заключается в том, что устанавливается единый порядок привлечения судей к ответственности независимо от их ранга, будь то судья районного, Конституционного или Верховного суда.
Предлагается также упростить арест судьи. Кроме того, на судей в полном объеме распространяются «требования к служебному поведению, ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы».
Что касается сотрудников МВД и прокуратуры, то поправки Козака запрещают им занимать одни и те же руководящие посты на местах больше пяти лет подряд. Но на самом деле речь идет о юридическом оформлении сложившейся практики: МВД, ФСБ и прокуратура проводят ротации своих местных начальников, чтобы те не обрастали коррупционными связями. Впрочем, в МВД эта практика дает сбои на местах, в частности, в «вотчине» Дмитрия Козака – нашем родном Южном федеральном округе, в республиках Северного Кавказа. Так, Хачим Шогенов возглавляет МВД Кабардино-Балкарии с 1992 года, а главу МВД Дагестана Адильгерея Магомедова не меняли с 1998 года.
Полпред предлагает также расширить функции следствия. Следователи получат дополнительные основания для слежки и прослушек (если есть подозрение в коррупции), а сроки досудебных проверок вырастут с трех до десяти дней. Одновременно будет серьезно расширен арсенал этих проверок, фактически в него войдут все неотложные следственные действия: осмотры, освидетельствования, изъятия ценностей, документов, денежных средств. При этом следователю уже не понадобится виза прокурора для возбуждения уголовного дела. Эта мера была введена новым Уголовно-процессуальным кодексом в 2001 году и в целом себя не оправдала, обернувшись, по мнению экспертов, ненужными техническими сложностями.
В рамках борьбы с «телефонным правом» всем сотрудникам органов и судьям вменяется в обязанность подавать рапорт или записывать в специальную книгу учета о случаях «склонения к необъективному и (или) незаконному исполнению обязанностей».
Таким образом, речь идет о снижении гарантий для судей и о частичной ревизии судебной реформы 2001 года, которую нынешний полпред в ЮФО тогда проводил в жизнь в ранге заместителя главы администрации. Судьи, естественно, принимают эти поправки в штыки и не верят (а скорее – надеются), что закон может быть в таком виде даже внесен в Государственную Думу.