Сегодня:

Наверное, я плохой зритель. В театре бываю редко, чаще по долгу службы, да и то, иду туда не как в театр, а, скорее, в гости. В гости к людям, которых знаю давно и к которым не могу относиться иначе, кроме как, хорошо. Иду к Валентине Ивановне и Александру Ивановичу, Ирине Владимировне и Леониду Ивановичу, Людмиле Константиновне и Юрию Николаевичу, Элле Владиславовне, Миле, Жене, Оле, Наталье, Лёше, Игорю, Александру Яковлевичу… Мог бы переписать здесь почти всю труппу. Кто-то из них был моим соседом по дому, кто-то — частым гостем моих соседей по дому, кто-то — героем публикации, интервью, ещё каких-то творческих проектов. Короче, я иду в гости и рассчитываю на то, что там меня обязательно “угостят” чем- нибудь интересным. Так обычно и случается. Особый случай — премьера. Это интересно всегда.
Говорят, пьеса французского драматурга Жана Ануя “Оркестр” готовилась в строгой тайне. На репетиции и сдачу не пускали никого из посторонних. Что получится — не знал никто, кроме занятых в спектакле актёров, режиссёра постановщика Олега Трусова (он из Тулы), и, конечно, худрука Леонида Шатохина.
Старожилы театра не помнят, чтобы у нас ставились пьесы Жана Ануя, хотя он из числа самых известных европейских драматургов двадцатого века. Ж. Ануй родился в 1910 году и за свою долгую жизнь, 77лет, написал великое множество пьес. Одной из характерных черт этого автора театроведы считают неизбывный пессимизм, и конфликт героя с обществом. Ещё одна особенность пьес Ануя — их “театральность”, отрыв от реальности, “театр в театре”. “Оркестр” как раз соответствует последнему определению.
Спектакль начинается незаметно для зрителя. Просто в декорацию (занавес открыт) выходят музыканты, начинают перебирать ноты на своих пюпитрах, настраивать инструменты, и зал вдруг затихает. Зрители неожиданно оказываются в роли публики того самого кафе в послевоенном Париже, где играет оркестр мадам Ортанс. В коллективе помимо неё, ещё пять женщин, и один мужчина. Шесть француженок на сцене! Ясно, что страсти через край, лямур тужур, розы — слёзы, шансон и канкан.
Новый спектакль для исполнителей технически не прост, в нём много песен (поют вживую на языке оригинала), много танцев. Очень энергичные мизансцены с кульбитами, “бросками через бедро” и прочей акробатикой зрителю скучать не дают. Печаль и смех, трагедия и комедия — все замешано в пёстрый коктёйль, впрочем, как и в реальной жизни.
Но вдруг, через весь шум, гам и клоунаду прорисовываются характеры персонажей и горькая правда бытия. Каждый из оркестрантов решает какую-то свою проблему, каждый несчастен по-своему. Эрмелине (Ольга Павлова) не даёт покоя равнодушие мужа. Первая скрипка Патриция (Людмила Фадеева) посвятила свою жизнь больной матери, её подруга Памела (Наталья Лебедева) разлучена с любимой дочерью. Гитаристка Леона (Виктория Цех) крутит шашни с официантом (Евгений Шапошников). Мадам Ортанс (Ирина Шатохина) бьётся, как львица, с виолончелисткой Сюзанной (Елена Климанова) за любовь пианиста Леона (Игорь Лебедев). Действие на сцене мелькает подобно узорам в калейдоскопе. Песня сменяется танцем, который вдруг переходит в свалку, и потом всё неожиданно завершается душещипательной любовной сценой. Развязка истории неожиданна и в то же время закономерна. Что бы не случилось, а “шоу должно продолжаться”…
Знатоки-театралы придерживаются мнения, что премьерный спектакль лучше не смотреть. Он, как новая пара обуви, может быть ещё не “разношенным”, чуть шероховатым, не сыгранным. Возможно, это действительно так. Но уже на премьере видно, получилась новая работа у театра, или нет. “Оркестр” зазвучал. Зрительный зал стоя аплодировал премьере комиссаржевцев. А исполнители, ещё не отдышавшись после финального танца, принимали цветы и раскланивались.
Не следует, наверное, только ожидать какой-то невероятной глубины от “Оркестра”. Дело ведь происходит на эстраде, где “смех сквозь слезы, а слезы со смехом”. Зритель на “Оркестре”, принимая всю условность происходящего, просто отдыхает, наблюдая за кипением страстей, и внимая концертным номерам. Но были моменты, когда я вдруг забыл, что передо мной на сцене Лена, Мила, Игорь, Ирина Владимировна, Наталья. Я “повёлся”, поверил “музыкантам”. Меня всё же обманули. В хорошем смысле этого слова.
В антракте я поинтересовался мнением о новой работе нашего театра у известного ростовского критика Людмилы Фрейдлин. Людмила Львовна в своей оценке была, как и полагается критику, строга. Конечно, при наличии желания недостатки и огрехи можно найти везде и во всём, но… Это если их специально искать. Поскольку я в театре гость, то правила приличия не позволяют мне высматривать “крошки на ковре”, я их и не высматривал. Для меня спектакль кончился слишком быстро. Я бы ещё посмотрел. И вышел я “из гостей” с хорошим настроением. И это — главное!

Фото Николая Склярова

P.S. Через пару недель, 27 марта, будет отмечаться профессиональный праздник всех лицедеев — Международный день театра. Возьму на себя смелость, пусть и несколько преждевременно, поздравить с этим праздником всех моих знакомых, “чья жизнь проходит на подмостках”.
row['name']