Сегодня:

В начале марта на сцене Ростовского ТЮЗа отыграли премьеру пьесы Марии Ладо «Простая история»

«Очень простая история» выпускницы ВГИКа Марии Ладо – едва ли не самая популярная современная пьеса: хотя количество постановок давно перевалило за тридцать, интерес к этой трагикомической притче и не думает утихать. Секрет столь ошеломляющего успеха – в сочетании внешней, обещанной названием, простоты с внутренней глубиной, такой, о которой принято говорить «словам просторно, а мыслям тесно». Ладо рассказывает о том, что близко и понятно каждому, – причем делает это так, что суть доходит даже до самого толстокожего зрителя.
Притчу Ладо на сцене Театра юного зрителя поставил Игорь Черкашин, режиссер Русского драматического театра республики Башкортостан. В его прочтении пьеса Ладо оказалась на редкость трогательной и по-хорошему старомодной. Никаких примет современности – кроме, разве что, предусмотренных сценарием разговоров об искусственном прерывании беременности да отрывков из радиорепортажей, – здесь нет. На сцене ТЮЗа говорят и думают о вечном – любви, боли, смерти, страхе, самопожертвовании.
Завязка «Очень простой истории» порядком перекликается с «Ромео и Джульеттой»: деревенские возлюбленные хотят и не могут быть вместе из-за вражды отцов. Будучи перемещенным в глухую малороссийскую деревню, классический сюжет не только ничего не теряет, но начинает играть новыми красками. Особую убедительность истории, рассказанной Ладо и Черкашиным, придает бесхитростность повествования – главными героями и рассказчиками в пьесе становятся не люди, а животные. Свинья Дуня (эту роль блистательно исполнила Эльвира Цыганок, бывшая актриса Новочеркасского казачьего драматического театра), корова Зорька (Светлана Садикова), лошадь Сестричка (Ольга Щелокова), пес Крепыш (Сергей Волобуев), петух Петя (Сергей Беланов) – персонажи не второстепенные, а самые, что ни на есть, главные. Каждый из них – характер, легко узнаваемый и отменно сыгранный. Дунька по-женски любит Хозяина и мечтает парить в небе, как птица («Отчего свиньи не летают? – восклицает онаа, как бы посылая привет Катерине из «Грозы»). Щеголь-Петя обожает красоваться перед животной публикой и не мыслит жизни без радио. Мудрая молчаливая Лошадь, чье имя давно позабыто, вдруг оказывается лиричнейшим персонажем с бурной молодостью и горячим сердцем. Трогательная, тихая Зорька ждет теленка и гадает, зачем люди убивают своих детей. Лохматый Крепыш – ласковый, совсем не сторожевой, – терпеливо объясняет любознательной Дуне, что такое река и куда плывут лодки… В сущности, они ничем не уступают человеку, более того – во многом превосходят его (недаром умершие животные попадают прямиком в рай и становятся ангелами – в отличие от многих своих старших братьев). Наблюдая за разворачивающейся перед зрителем сельской драмой, животные пытаются не судить, а понять ее участников и – насколько это возможно – помочь им.
А история меж тем набирает обороты. Суровый Хозяин (Николай Ханжаров) не желает выдавать дочь замуж за сына алкоголика. Участливая, добрая Хозяйка (Валерия Искворина) полностью покорна воле мужа. Трогательная, пронзительная Даша (Юлия Кобец) одинаково боится и аборта, на который ее толкают обстоятельства, и возможной жизни без родительского благословения. Алеша (Александр Конрук) в запале проклинает отца, некогда перешедшего дорогу Хозяину и положившего начало вражде. Блаженный пьяница Сосед (Юрий Филатов) – своеобразная помесь Христа, Будды и Венички Ерофеева, человек, неспособный поднять руку на живое существо и непротивляющийся злу насилием, – и рад бы помочь, да не имеет права голоса. И вот первая трагедия: Хозяин зарезает беззаветно доверяющую ему Дуньку, чтобы продать мясо и оплатить операцию дочери.
Вот тут-то и выясняется самое главное. Превратившаяся в ангела Свинка объясняет товарищам, а заодно и понимающему язык животных Соседу, что для того, чтобы кто-то родился, кто-то обязательно должен погибнуть. Все просто и буднично: жизнь и смерть – две стороны одной медали, и бояться этой нехитрой истины могут только слабые люди. Пожертвовать собой ради будущего ребеночка Алеши и Даши готова рыжая Сестричка. Хозяйское ружье извлечено из тайника и готово выстрелить – вот только звериные лапы и копыта не могут обращаться с оружием. Совершить душегубство способен лишь человек… Финал в сущности предсказуем: вместо того, чтобы убить Лошадь, Сосед стреляется сам, уступая дорогу внучке Маруське и становясь ее ангелом-хранителем.
Положенные два с копейками часа спектакля тюзовцы отыгрывают с блеском, донося до зрителя не только фабульный, но и аллегорический план «Очень простой истории». Даже неподготовленной публике ясно: речь идет не столько о конкретных свиньях, коровах и младенцах, сколько о судьбе всякой живой твари. Любое создание, наделенное разумом и чувствами, вправе распоряжаться своей душой так, как считает нужным. Это на земле принято считать, что свиньям и самоубийцам дорога в рай заказана, и не замечать очевидных вещей («И умереть по-нормальному не смог!» – говорит о Соседе Хозяин, качая на руках новорожденную Маруську), а на небе свои законы. Законы, ведомые только самым чистым душой существам – блаженным, детям и животным.

Фото Романа Викторова
row['name']