Сегодня:

Такую фразу в премьерном спектакле «Оркестр» произносит одна из героинь. Да, много схожего. Хотя действие пьесы известного французского драматурга Жана Ануйя происходит сразу после Второй мировой войны совсем не у нас.

Долгожданная премьера спектакля состоялась в пятницу, в конце рабочей недели, 10 марта. Администрации театра стоит задуматься о том, что большая часть зрителей на спектакле была отнюдь не преклонного возраста. Молодежь ходит в наш театр. И ходила бы еще в большем количестве, если бы смогли современно обеспечить этому делу «маркетинг» и «менеджмент».
И вновь символично и, как говорят сегодня, знаково, зрители заполняли зал, а занавес на сцене был поднят, что символизировало неразрывность того, что происходило на сцене, с тем, что происходит в эти дни в реальной жизни. Все оформление сцены, неизменное на протяжении всего вечера, внушало зрителям определенный французский аромат, настрой на развлекательность в стиле «Мулен Руж». Да и жанр спектакля обозначили как комедию. Правда, зал не смеялся – смешного было мало. А конец спектакля был однозначно трагичным.
Гаснет свет в зале, звучит французский аккордеон. На сцене оркестрантки поправляют чулки, прически, оглаживают на бедрах платья. Руководитель оркестра, аккордеонистка, в исполнении заслуженной артистки России И. Шатохиной кокетливо-озорно, с разудалым французским шармом, начинает действо музыкальной вещью c символическим, издевательским названием «Парад роз». Причем, несмотря на то, что рядом с ней на сцене юные артистки, Шатохина неизменно замыкает внимание на себя.
Зрители видят парадную сторону коллектива и его закулисную жизнь, где женщины дружат и одновременно ненавидят друг друга, пикируются, заняты мелкими обидами и мелкими чувствами. Исповедуется сугубо капиталистический принцип, боевито озвученный в пьесе: «Чтобы ни случилось, имейте пристойный вид!». Правда, он знаком нам больше по одесскому картавому выражению: «Лопни, но держи фасон!». Обычная кафешка, но оркестрантки друг перед другом кичатся тем, что будто бы не чужды серьезной музыке и успешно исполняли классические произведения. А честь человека попирается, чувства растаптываются. Но, несмотря на озвученные житейские трагедии персонажей, у оркестранток голливудские улыбки на виду у посетителей ресторанчика, веселые, разудалые песенки. Все как в нашей сегодняшней жизни – бесконечный юмор по всем центральным телевизионным каналам, праздничные концерты, а численность нашей страны сокращается почти на миллион жителей ежегодно, а пенсионерам определен «срок доживания». Но, лишь бы было весело! Все это невольно вспоминается в ходе спектакля. На сцене жизни ради денег поет, кривляется и веселит почтенную публику артист-лицедей, выворачивающийся наизнанку «в храме музыки».
И нам показывают лицемерие, самообман, хромающую психологию взаимоотношений мужчины и женщины, трагизм обстоятельств и трагизм самих героев, подлость ради того, чтобы лишь сохранить место работы – практически все мерзости жизни. И вопреки тому, что происходит на сцене, звучит бодренький, фальшивый лозунг: «У настоящего артиста большое сердце!». Да, мы не вправе судить пианиста – он играет как умеет. Как говорится, то, что на сцене и то, что за кулисами – «две большие разницы». Нам показывают в основном то, что за кулисами. Правда, наши несчастные сограждане не стреляются в сортире. Они уходят в глухой запой. Одинаковое ли у нас с героями пьесы время? Приходится отвечать положительно.
Игра актеров? Она в целом хороша. Конечно, солирует и всех затмевает своей органичностью И. Шатохина. Глубоко поражает своим точным перевоплощением И. Лебедев. Трудно представить, что такое возможно. Мы видим полное ничтожество, тряпку. (Но, быть может, не стоило для усиления впечатления помещать артиста под фортепьяно). Рисунок роли пианиста Леона выполнен им филигранно, высокоталантливо. В целом же мы увидели сыгранный коллектив, в котором есть достойное место и таким молодым перспективным актрисам, как В.Цех. Невозможно не отметить великолепное музыкальное оформление спектакля Е.Рубцовой. Подобрана превосходная музыка, но она, как и танцы, не выходит на первый план, и так и должно быть. Хороши и костюмы, выдержанные в одном стиле. Все двухчасовое действие «Оркестра» прошло на одном нерве, с артистичным куражом. Отличные режиссерские находки – постоянное переобувание руководительницы оркестра, залитая кроваво–красным агрессивным цветом сцена в начале второго, трагического, действия, интересны оригинальные наряды.
Были ли огрехи и недоработки? Были. Но не хочется на них акцентировать свое внимание. Л.И. Шатохин достаточно опытный художественный руководитель, и он сумеет отшлифовать сценическое действо. Спектакль показал значительный творческий потенциал коллектива. Поскольку в «Оркестре» занято сравнительно небольшое количество артистов, так хочется, чтобы до конца сезона была еще одна премьера. Хотя и понятно, что сегодня в городе нет меценатов, к сожалению.
После окончания спектакля зрители приветствовали прекрасную труппу стоя, неистовыми овациями. Артистам преподнесли много цветов. Удивило, правда, то, что на премьере не было режиссера-постановщика О. Трусова.
Наш театр не в первый, и верим, не в последний раз, нащупал нерв нашего времени, дал пищу для размышлений зрителям. Это не музыкальная комедия. Хотя, как сказано в Большом энциклопедическом словаре о Ж. Ануйе: «В его многочисленных комедиях высмеиваются мещанство и буржуазность». Сегодня для России это так актуально.