В Новочеркасской типографии ЮРГТУ (НПИ) издана книга прекрасного прозаика, писателя Ивана Яковлевича Кравченко «Немолкнущее эхо». Тираж издания мизерный, но тем и дорог. Впрочем, сегодня процветают только типографии, писатели и читатели на голодном пайке. И рады бы купить новую книгу, да цена кусается, и книгу не найдешь, тираж невелик. Но это так, мысли вслух, главное, к читателю пришла хорошая книга, и книга эта состоялась.
Признаюсь, раньше не приходилось читать мемуары, собранные в единое повествование из отдельных и, по сути, самостоятельных рассказов. Сам же автор определил жанр своего повествования – повесть-эссе. Определение, замечу, очень точное. Начиная с короткого эссе «Октя», автор задаёт такой щемящий чеховский тон всему повествованию, что невольно повторяешь вслед за автором: и «время уходит, и много минуло, и отчий дом продан. Остались одни воспоминания». И «тяжелые капли затарабанили по шиферным крышам, застучали в окна хуторских домов. У окраиной хаты хлопнуло калиткой, и ветер покатил по двору пустое ведро, ойкнув бабьим голосом: «И шо цэ робыться!» (и ведь я это слышал!), и армия — «Команда «Подъём!», а Боцко уже стоит во весь рост на своём «втором этаже» (койки-то двухъярусные), соображая, а что это за шум? А потом ногами вниз, словно в воду «солдатиком», шлёп — и прямо в сапоги» (и я знаю этого Боцко, тоже служил с ним!). И так в каждом из рассказов находишь что-то удивительно знакомое, родное, как будто бы это ты сам пережил, а потом написал, а сейчас перечитываешь когда-то написанное тобой. Вот это и определяет понятие — талант!
Любая биография – живая жизнь. А хорошо описанная жизнь – такая же редкость, как и хорошо прожитая. Судьбы всех героев повести — эссе «Немолкнущее эхо» — наши с вами судьбы, и пусть в чем-то они не схожие, но удивительно узнаваемые. Я не случайно позаимствовал у Вани Кравченко название одного из рассказов для этой рецензии. Казалось, мы далеко друг от друга – Ваня в Новочеркасске, я в Москве, но ветры эпохи, ветры времени, в котором мы жили с ним и живем, не просто соединяют всех нас, но делают наши жизни схожими и узнаваемыми. Та же радость и те же слезы, те же надежды и те же разочарования, у одних это в Терновой или Гадючьей балке, у других на Второй Мещанской или у Покровских ворот, но слезы то те же и радость та же. И никуда мы друг от друга не денемся, как бы нас не кроили и не ссорили.
Нетрудно догадаться, что я с восторгом прочел повесть-эссе «Немолкнущее эхо», прочел на одном дыхании, благо никто и ничто не мешало мне. С утра анализы и процедуры, потом до самого вечера тихая больничная жизнь. Прочел, и порадовался таланту Ивана Яковлевича Кравченко, только вот не простил бы себе, не сказав ему то, что автору может и не понравиться. Ну, сами посудите, что же это за рецензия, если автора только хвалят? Это уже не рецензия, а панегирик. Так вот, мне подумалось, когда я закончил читать, не слишком ли автор дробит повествование на короткие рассказы? Насчитал 128 рассказов — эссе, а это даже для одной книги рассказов слишком много. В глазах рядит от названий. Сослагательное наклонение не поможет, но при переиздании, а это, безусловно, скоро произойдет, просто читатели потребуют увеличить тираж, посоветовал бы автору некоторые рассказы соединить воедино, не разрывая и не дробя повествование.
И последнее, в чем вынужден чистосердечно признаться — искренне завидую упорству и таланту Ивана Яковлевича Кравченко, сумевшему не просто собрать, выписать, и описать славное Древо Жизни – генеалогические корни семьи Кравченко и семьи Пузенко, но и сделать всё это настоящей литературой.
А знаете, это подвиг! Вот скажите честно, знаете ли вы имя и отчество своих прапрабабушек и прапрадедушек? К своёму стыду, я не знаю. Однажды сын прислал мне герб нашего рода, ведущего своё начало ещё с крестоносцев, но я этой филькиной грамотке не поверил. А у Ивана Яковлевича Кравченко всё до мелочи расписано аж с 1810 года, и никто им не забыт.
Потому автор имеет полное право, завершая свою повесть-эссе, сказать, что всякая жизнь неповторима и удивительна.
Обязательно прочтите эту книгу, и помогите автору издать уникальную повесть приличным тиражом. И книга и автор это заслужили!